СНТ: новый взгляд

проблемы и пути их решения

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

«Необходимо прививать вкус к правовой культуре, законопослушанию, уважению к правам других, включая такое важное, как право собственности».
Д. А. Медведев «Россия, вперёд!»

Главная Аналитические материалы Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан
E-mail Печать PDF
Оглавление
Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан
Глава 1
Все страницы

На правах рукописи

БУТОВЕЦКИЙ АЛЕКСЕЙ ИГОРЕВИЧ

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН

Введение

В России согласно официальным данным насчитывается более восьмидесяти тысяч садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, в пользовании которых находится более одного миллиона гектаров земли. Общая численность садоводов, огородников и дачников составляет примерно половину всего населения России. Они производят почти половину плодов и ягод, около четверти овощей и пятую часть картофеля от общего объема продукции. Это означает, что правовая защита их интересов и правовое регулирование отношений, связанных с их деятельностью, поддержка коллективных и индивидуальных садоводов, огородников и дачников имеет большое экономическое, социальное и политическое значение и должны находиться в сфере повышенного внимания государства1.

В действительности же хотя за последние годы реформ и был решен ряд важнейших социально-экономических и политических вопросов, проблемы садоводов, огородников, дачников и их объединений по-прежнему продолжают оставаться без должного внимания со стороны законодателя, на что все чаще обращают внимание специалисты в области различных отраслей права2.

Следует заметить, что эти проблемы появились не вчера, их корни восходят почти к середине прошлого века. Именно тогда, несмотря на распашку целины, обилие природных ресурсов и достижения колхозного строения, советское государство де-факто было вынуждено признать свою неспособность обеспечить население страны продовольствием, что и послужило толчком для появления и развития коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства.3

Однако социально-экономические и юридические процессы, связанные с переходом страны на рыночную экономику, требуют других по сравнению с прежним периодом подходов к коллективной и индивидуальной деятельности граждан, организации и управлению их объединений.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан является Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

В Концепции развития гражданского законодательства, подготовленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Концепция) отмечается, что в Федеральном законе «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» можно обнаружить ничем не оправданные расхождения между общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующими статус юридических лиц. Кроме того, указанный закон отличается низким юридико-техническим уровнем и потому неэффективен в своем практическом применении.

В целях реализации Концепции Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 3 апреля 2012 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 27 апреля 2012 года) (далее — законопроект № 47538-6), который предусматривает существенное обновление норм Гражданского кодекса Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Пересмотр существующих законодательных подходов обусловлен необходимостью упрощения и унификации правового регулирования, устранения множественности действующих законов и их взаимных противоречий, повышения роли Гражданского кодекса Российской Федерации в регламентации статуса некоммерческих организаций как юридических лиц4.

Концепцией предусматривается необходимость законодательного закрепления деления юридических лиц с точки зрения организационной структуры на корпорации (построенные на началах членства) и некорпоративные юридические лица. К первым относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы и большинство некоммерческих организаций, а ко вторым — унитарные предприятия, фонды и учреждения. Там же отмечено, что количество организационно-правовых форм некоммерческих организаций в действующем законодательстве явно избыточно (по различным оценкам — более 20). Единая система правового регулирования организационно-правовых форм некоммерческих организаций отсутствует, а само законодательство о некоммерческих организациях изобилует пробелами, повторами и противоречиями. Там же отмечается, что выделение некоммерческих организаций в отдельные виды, которым соответствуют и особые организационно-правовые формы юридических лиц, нередко проведено искусственно, при отсутствии практически значимых признаков, характеризующих особенности их гражданско-правового положения, либо при отсутствии для этого реальной потребности.

Положения законопроекта № 47538-6 предусматривают новое деление объединений садоводов, огородников и дачников на дачные, дачно-строительные кооперативы, садоводческие, садово-огороднические (огороднические) и дачные объединения граждан и отнесение таких организаций к некоммерческим корпорациям.

Проводимая реформа гражданского законодательства должна снять проблемы в данной сфере и создать благоприятные условия для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства в нашей стране, а также стимулировать граждан к занятию такого рода деятельностью.


1 Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменение в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» и в Земельный кодекс Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».

2 См. например: Устюкова В. В. Права на землю садоводов, огородников и дачников // Экологическое право России. Сборник материалов научно практических конференций, 1995-1998 г. М. Зерцало, 1999. С. 384-387;
Ситькова О. Н. Способы защиты гражданских прав садоводов, огородников и дачников от неправомерных посягательств на их собственность // Проблемы понимания тенденции развития государства и права в XXI веке. Сборник научных трудов. Ставрополь. Ставропольсервисшкола. 2004. С. 337-343;
Молчанов А. В. Могут ли садоводы и дачники участвовать в местном самоуправлении // Жилищное право. №5. М. Интел-Синтез, 2007. С. 38-43;
Молчанов А.В. Проблемы садоводов и дачников в свете решения административной реформы // Жилищное право. №12 М. Интел-Синтез. 2008. С. 59-66;
Макаров Г. П. «Дачная амнистия не принесла мира садоводам (комментарий) // Гражданин и право. №4. M. Новая правовая культура. 2007. С. 24-29 и др.

3 Анисимов А. П., Васильчук Ю. В., Чикильдина А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Российский бухгалтер. Москва, 2008. С. 10

4 Сойфер Т. В. Деятельность некоммерческих организаций: реалии и перспективы // Современное право. 2011. № 8. С. 68 — 72.