СНТ: новый взгляд

проблемы и пути их решения

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

«Необходимо прививать вкус к правовой культуре, законопослушанию, уважению к правам других, включая такое важное, как право собственности».
Д. А. Медведев «Россия, вперёд!»

Главная Судебная практика Ограничение в пользовании ИОП членов объединения УФАС о признании СНТ нарушевшим ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»

УФАС о признании СНТ нарушевшим ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»

E-mail Печать PDF

16.09.2011

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

14 сентября 2011 года                         № АМЗ-32/2011                                   г. Калининград

Резолютивная часть решения оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 02 сентября 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 14 сентября 2011 года.

Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Бобровой О.А.

руководителя Калининградского УФАС России,

Членов Комиссии:

Балуева О.Е.

Бессонова О.А.

заместителя руководителя Калининградского УФАС России,

начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,


Кемаевой Н.И.

ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,


Ветёлкиной Е.Н

ведущего специалиста-эксперта правового отдела Калининградского УФАС России,




рассмотрев дело № АМЗ-32/2011 по признакам нарушения СНТ «Волна» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступило обращение гр-на Д. (далее — Заявитель) с жалобой на действия СНТ «Волна» в части необоснованного ограничения режима потребления электрической энергии.

Приказом Калининградского УФАС России от 27.06.2011 г. № 172 в отношении СНТ «Волна» (далее — Садоводческое товарищество, Ответчик) было возбуждено дело № АМЗ-32/2011 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

2. Существо дела в изложении гр-на Д.

В декабре 2010 года Заявитель был уведомлен СНТ «Волна» о необходимости внесения целевого взноса для замены магистральных сетей товарищества, в сумме 1200 рублей по решению собрания уполномоченных от 16 мая 2010 года. Так же он был уведомлен, что в случае неуплаты данного взноса будет произведено отключение от электросетей садоводческого некоммерческого товариществ. Позже Заявителем было получено извещение о предстоящем отключении в связи с непродлением договора на право пользования электросетями СНТ и отказом выполнить решение собрания уполномоченных от 17.05.2010 о внесении целевого взноса, а также к извещению был приложен наряд на отключение от сетей СНТ «Волна» с 09.03.2011.

 

Согласно показаниям Заявителя, в марте 2011 года им был зафиксирован факт отключения от энергоснабжения садового домика, расположенного на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке №….

Задолженность по оплате фактически потребленной электроэнергии отсутствовала, плата за пользование объектами инфраструктуры СНТ «Волна» вносилась своевременно и в полном объеме.

Энергоснабжение садового домика Заявителя было возобновлено в июле 2010 года после вынужденного внесения целевого взноса на замену магистральных линий электропередач. 29 августа 2011 года СНТ «Волна» осуществила возврат денежной суммы, внесенной Заявителем на замену магистральных линий электропередач.

 

3. Существо дела в изложении председателя СНТ «Волна»

Введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении гр-на Д. было произведено ввиду неисполнения им решения общего собрания членов Садоводческого товарищества о внесении целевого взноса на замену магистральных линий электропередач. В связи с чем, договор на право пользования электросетями садового товарищества ему не был продлен на 2011 год.

 

20 ноября 2010 года Д. был уведомлен в телефонограмме о решении собрания уполномоченных о необходимости уплаты целевого взноса. 07 декабря 2010 Заявитель был уведомлен заказным письмом о введении ограничения режима потребления электроэнергии в случае неуплаты целевого взноса. 04 марта 2011 года заказным письмом Заявителю было направлено извещение о дате отключения его садового домика от сетей садового товарищества вместе с копией наряда на отключение.

 

Претензии по оплате за потребленную электроэнергию по установленному для населения тарифу непосредственно гр-ну Д. не предъявлялись. Однако из показаний ответчика следует, что задолженность за электроэнергию Д. по состоянию на 30.03.2011 составила 10 рублей 88 копеек.

05 июля 2011 года Заявитель был подключен к сетям СНТ «Волна», уплата целевого взноса возвращена 29 августа 2011 года.

 

4. Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее

 

4.1 Обеспечение электрической энергией садового участка Заявителя осуществляется через присоединенную сеть СНТ «Волна» на основании договора о пользовании электросетями, заключенного с СНТ «Волна» 02 ноября 2009 года.

В соответствии с установленным тарифом для категории «Население» обязательства по оплате потребленной электроэнергии Заявителем исполнялись в полном объеме и, согласно членской книжки садовода, предъявленной Д., переплата по состоянию на 30.03.2011 составила 9 рублей.

 

Оплата за пользование объектами инфраструктуры Садоводческого товарищества и другим имуществом общего пользования Заявителем производилась надлежащим образом (в составе членских взносов). Претензии к Заявителю со стороны СНТ «Волна» в связи неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оплате потребленной электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией, до момента отключения не предъявлялись. В ходе рассмотрения дела в отношении СНТ «Волна», ответчиком данный факт не отрицался.

 

16 мая 2010 года собранием уполномоченных, в соответствии с предварительными сметами, было принято решение о проведении реконструкции магистральных сетей и установить разовый целевой взнос в размере 1200 рублей для каждого электропотребителя – члена садоводческого товарищества и лиц, ведущих садоводство и огородничество на территории товарищества в индивидуальном порядке, а также обязать всех электропотребителей внести указанный целевой взнос в срок до 01 октября 2010 года. Садоводам, не выполнившим решение собрания уполномоченных в установленный срок, направить письменные предупреждения и после истечения месяца, установленного для уплаты взноса, направить извещения о дате отключения от сетей товарищества. Заявитель отказался вносить разовый целевой взнос, так как счел, что плата за содержание электросетей и трансформаторов включена в тариф.

 

В связи с неуплатой указанного взноса, 07.12.2010 СНТ «Волна» уведомило Заявителя о предстоящем отключении на основании не продления договора из-за образовавшейся задолженности по платежам, установленным решением собрания уполномоченных.

Согласно наряду на отключение, 09.03.2011 года в отношении участка Д. было введено полное ограничение режима потребления электрической энергии. Энергоснабжение садового домика

 

Заявителя было возобновлено лишь после внесения целевого взноса в июле 2011 года.

Необходимо отметить, что согласно сведениям, представленным ОАО «Янтарьэнерго», энергоснабжение СНТ «Волна» осуществляется на основании договора на пользование электрической энергией от 22.07.2004 года № 329/3, заключенного между Ответчиком и ОАО «Янтарьэнерго».

 

По состоянию на 05.06.2011 года, согласно Протоколу собрания уполномоченных, задолженность СНТ «Волна» за потребленную электроэнергию перед гарантирующим поставщиком отсутствовала, никаких мер по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии в отношении СНТ «Волна» и его объектов гарантирующим поставщиком не предпринималось.

 

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике), запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

 

В соответствии с пунктом 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), ограничение режима потребления электрической энергии (полное и (или) частичное) может вводиться в следующих случаях:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);

б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);

в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;

г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;

д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

е) возникновение внерегламентных отключений;

ж) наличие обращения потребителя.

 

Пунктом 178 Правил предусмотрен следующий порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии):

а) при наличии технической возможности применяются меры по частичному ограничению режима потребления. Не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого ограничения гражданин-потребитель должен быть уведомлен о частичном ограничении режима потребления, вводимом в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся задолженности по оплате электрической энергии в определенный в уведомлении срок;

б) при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 0 часа которого гражданин-потребитель должен осуществить полное ограничение режима потребления. Если потребитель не осуществляет полное ограничение самостоятельно, сетевая организация осуществляет ограничение со своего питающего центра. Гражданин-потребитель должен получить уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима потребления.

 

Согласно протоколу собрания уполномоченных членов Садоводческого товарищества от 16.05.2010 г., пояснениям председателя товарищества, собранием уполномоченных было принято решение об отключении от энергоснабжения пользователей, не уплативших целевой взнос. Председателем правления СНТ «Волна» в ходе заседания Комиссии Калининградского УФАС России подтверждено, что основанием для отключения от энергоснабжения энергопринимающих устройств, расположенного на земельном участке гр-на Д., явилось указанное выше решение.

 

Сборы, установленные собранием уполномоченных членов Садоводческого товарищества от 16.05.2010 г. имеют характер, дополнительных взносов, направленных на реализацию уставной деятельности общества и не относятся к категории платежей за электроэнергию, неисполнение которых в соответствии с пунктами 161 и 178 Правил является основанием для введения режима полного ограничения энергоснабжения.

 

Энергоснабжение земельного участка, принадлежащего Д. СНТ «Волна» было возобновлено, только 5 июля 2011 года после вынужденного внесения Заявителем целевого взноса, установленного собранием уполномоченных СНТ «Волна». В ходе рассмотрения дела, 29 августа 2011 года СНТ «Волна» осуществила возврат денежной суммы, внесенной Заявителем на замену магистральных линий электропередач.

 

4.2. 22 июля 2004 года между СНТ «Волна» и ОАО «Янтарьэнерго» заключен договор энергоснабжения № 329/3, согласно которому СНТ «Волна» является Абонентом, а садовые домики, включая земельный участок Д., объектами Абонента, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию. В соответствии с п. 7 Устава СНТ «Волна» объекты инфраструктуры, расположенные на землях общего пользования являются собственностью СНТ «Волна». Собственник объектов электросетевого хозяйства, через которое опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, СНТ «Волна» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по обеспечению перетока электрической энергии в географических границах протяженности принадлежащих товариществу электрических сетей, поскольку услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 

В соответствии с п. 4.7 Приказа ФАС от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей), возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию.

 

Таким образом, СНТ «Волна» занимает доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению перетока электрической энергии в географических границах протяженности принадлежащих товариществу электрических сетей. Осуществлять энергоснабжение земельных участков членов Садоводческого товарищества, минуя сети товарищества, невозможно.

 

4.3 Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц.

Учитывая вышеизложенное, действия СНТ «Волна», выразившиеся в необоснованном введении полного ограничения режима потребления электрической энергии в период с марта по июль 2011 года в отношении участка гр-на Д., ущемляют его интересы и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать СНТ «Волна» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в период с марта по июль 2011 года в отношении гр-на Д.

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с прекращением нарушения антимонопольного законодательства и устранения его последствий - восстановлением на момент вынесения решения энергоснабжения земельного участка, принадлежащего гр-ну Д. и возврат неправомерно взысканных сумм.

3.         Передать материалы дела должностному лицу правового отдела Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.

 

Председатель Комиссии                                                                      О.А. Боброва

Члены Комиссии                                                                                 О.Е. Балуев

О.А. Бессонова

Н.И. Кемаева

Е.Н. Ветёлкина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

http://kaliningrad.fas.gov.ru/news.php?id=1180