СНТ: новый взгляд

проблемы и пути их решения

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

«Необходимо прививать вкус к правовой культуре, законопослушанию, уважению к правам других, включая такое важное, как право собственности».
Д. А. Медведев «Россия, вперёд!»

Главная Судебная практика Земельные споры О признании права на ЗОП (СНТ "Тураевский-2")

О признании права на ЗОП (СНТ "Тураевский-2")

E-mail Печать PDF

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996,

www.asmo.arbitr.ru

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

26 октября 2009 г.                                                                     Дело №А41-26887/09

 

Резолютивная часть решения объявлена 20.10.2009.

Полный текст решения изготовлен 26.10..2009.

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Сергеева Г. А.,

При ведении протокола судебного заседания судьей Сергеевым Г. А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Садоводческого некоммерческого товарищества «Тураевский-2»

к Администрации г. Лыткарино Московской области

о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и об обязании Администрации г. Лыткарино предоставить СНТ «»Тураевский-2» в собственность бесплатно земельный участок,

по делу участвовали представители:

от заявителя: Алфимов В. А., доверенность от 08.07.2009,

от ответчика: Маринич Л. Г., доверенность от 28.12.2007 №4868,

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество «Тураевский-2» (далее – заявитель, СНТ «Тураевский-2») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации г. Лыткарино Московской области (далее – ответчик, администрация), в котором просит признать незаконным бездействие Ответчика в вопросе о передаче СНТ «Тураевский-2» в собственность бесплатно земельного участка по адресу: Московская область, г. Лыткарино, пос. Тураево, площадью 6277 кв.м., относящегося к имуществу общего пользования, и обязать ответчика передать данный земельный участок в собственность СНТ «Тураевский-2» бесплатно.

В обоснование заявления указывается, что в нарушение п. 4 ст. 14, п.п. 2 и 5 ст.28 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Администрация г. Лыткарино длительное время не рассматривает заявление СНТ «Тураевский-2» о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования товарищества.

В отзыве на заявление Администрация г. Лыткарино требования заявителя не признала. Согласно п. 1.1. Устава СНТ «Тураевский-2» учреждался на добровольных началах для содействия членам кооператива в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства – организации коллективного сада.

По мнению Администрации, СНТ «Тураевский-2» ни предпринимательской, ни экономической деятельностью не занимается. Поэтому Администрация считает, что СНТ «Тураевский-2» не вправе обращаться за защитой своих прав в арбитражный суд в порядке статьи 198 АПК РФ. Земельный участок был предоставлен СНТ «Тураевский-2» в аренду без права последующего выкупа.

Кроме того, в нарушение статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ заявителем не были представлены в Администрацию заверенные копии учредительных документов СНТ «Тураевский-2» и описание местоположения земельного участка, которое определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и указывает на расположение объекта землеустройства относительно ориентиров.

Согласно письму территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области от 06.08.2008 г. № 2021 земельный участок, занимаемый СНТ «Тураевский-2», размещается в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий ОАО ПТО «Агропромсервис», ООО «Дипос», ООО «Старатели», ООО «Полиалпан» и кладбища.

 В соответствии с п. 2.22 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не допускается размещение в санитарно-защитной зоне предприятий коллективных или индивидуальных дачных и садово- огородных участков.

По информации, представленной Отделом архитектуры г. Лыткарино, Генеральным планом развития города Лыткарино на период до 2010 года, утверждённым Решением Совета депутатов г. Лыткарино №286/44 от 08.06.2005г., на данной территории предусмотрена посадка зелёных насаждений общего пользования.

В судебном заседании представитель СНТ «Тураевский-2» требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации г. Лыткарино в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные ими документы, арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее – Закон №66-ФЗ») предусмотрено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Поэтому в силу статей 27, 29, 198 АПК РФ заявитель, полагая, что ответчик нарушает законные права и интересы СНТ «Тураевский-2» в сфере экономической деятельности некоммерческого объединения, был вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г. Лыткарино.

Арбитражный суд Московской области признает требования заявителя допустимым и подлежащими рассмотрению по существу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона №66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.

При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.

В том же порядке, предоставляются земельные участки садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом.

Согласно статье 28 Закона №66-ФЗ предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;

удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;

учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов, данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Земельный участок кооперативу огородников «Тураевский-2» был предоставлен решением исполкома Совета депутатов Люберецкого района №254/6 от 01.03.1988 г.

В  1996 г. «Тураевский-2» был преобразован в потребительский садоводческий кооператив, а в 2004г. - в садовое некоммерческое товарищество (СНГ) без изменения занимаемого земельного участка.

После получения решений суда о передаче в собственность членам СНТ «Тураевский-2» используемых ими индивидуальных земельных участков, заявитель 24.04.2009г. обратился к Главе города Лыткарино с заявлением о передаче в собственность СНТ "Тураевский-2" бесплатно земельного участка общего пользования, приложив документы, указанные в п. 5 ст. 28 Закона №66-ФЗ.

Участок общего пользования площадью 6277 кв. м. представляет собой внутренние проезды на территории, землю, занимаемую трансформаторной подстанцией, и был предоставлен СНТ "Тураевский-2" в составе земельного участка, выделенного заявителю.

В срок, установленный статьей 28 Закона №66-ФЗ, решение о передаче земельного участка в собственность Администрацией принято не было. На заявление было получено письмо исх.№2251 от 22.05.2009г. о направлении заявления в Совет депутатов г. Лыткарино. На депутатской комиссии 10.06.09 рассмотрение заявления о передаче земельного участка было вынесено на заседание Совета 17.06.09, а Совет депутатов вернул вопрос на депутатскую комиссию с последующим рассмотрением на Совете в сентябре 2009.

Согласно статьям 14 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с Уставом г. Лыткарино распорядительные функции по управлению собственностью закреплены за Администрацией города (ст.31 п.1, ст.32 п.4 Устава).

Поэтому суд признает направление Администрацией заявления СНТ «Тураевский-2» в Совет депутатов г. Лыткарино бездействием ответчика, которое выразилось в уклонении от рассмотрения заявления товарищества о предоставлении земельного участка в собственность. Бездействие Администрации нарушает права заявителя, предусмотренные статьей 28 Закона №66-ФЗ, поскольку препятствует оформлению земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования в собственность товарищества.

Отсутствие документов, указанных в статье 28 Закона №66-ФЗ само по себе не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность товарищества. В случае непредставления заверенных копий учредительных документов или свидетельства о государственной регистрации товарищества, ответчик был вправе предложить СНТ «Тураевский-2» представить эти документы. Описание местоположения земельного участка, которое определяется, исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и указывает на расположение объекта землеустройства относительно ориентиров, СНТ «Тураевский-2» представлено.

План земельного участка, представленный СНТ «Тураевский-2», содержит координаты поворотных точек границ земельного участка.

Согласно части 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Статьей 15 Закона №66-ФЗ, действительно, предусмотрено, что на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).

Однако вопросы, связанные с наличием зон, не позволяющих предоставить земельный участок в собственность садоводов СНТ «Тураевский-2», уже являлись предметом рассмотрения суда по гражданскому делу. Решением Лыткаринского городского суда Московской области от 31.03.2008 по делу №2-232/08, вступившим в законную силу 20.05.2008, был удовлетворен иск гр-на Алфимова А. В. к Администрации г. Лыткарино с требование обязать предоставить в собственность земельный участок, выделенный Алфимову А. В. как члену СНТ «Тураевский-2».

В частности, Лыткаринский городской суд в решении от 31.03.2008 указал, что Администрацией г. Лыткарино не представлено доказательств, что расположение СНТ «Тураевский-2» нарушает санитарно-эпидемиологические и другие нормы. Суд справедливо обратил внимание на то, что рассматриваемый вопрос касается не выделения нового участка с учетом действующих норм и ограничений, а оформления в собственность земельного участка уже используемого СНТ «Тураевский-2 более 20 лет.

Письмо территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области от 06.08.2008 г. №2021, не содержит указания на правовые акты, подтверждающие создание в установленном порядке защитных санитарных зон. Поэтому ссылку ответчика на данное письмо, как на обстоятельство, подтверждающее невозможность предоставления в собственность земельного участка СНТ «Тураевский-2», арбитражный суд отвергает.

Генеральный план развития г. Лыткарино утвержден после выделения земель под коллективный сад СНТ «Тураевский-2». Доказательств резервирования земельного участка с целью последующего изъятия для муниципальных нужд Администрацией не представлено. Поэтому доводы Администрации о том, что предоставление земельного участка в собственность СНТ «Тураевский-2» противоречит генеральному плану развития города, суд отвергает.

Тем более, доводы Администрации о том, что согласно плану на месте СНТ «Тураевский-2» должны быть посажены зеленые насаждения общего пользования, находятся в противоречии с представленным генеральным планом, из которого видно, что на территории, отведенной товариществу, планируется не только создание зеленых насаждений, но и строительство завода.

Наличие у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок установлено Решением Лыткаринского городского суда Московской области от 31.03.2008 по делу №2-232/08. Суд признал правоустанавливающими документами решения исполкомов Люберецкого горсовета и Лыткаринского горсовета Московской области «Об отводе земельных участков под организацию коллективного огородничества».

Что касается доводов ответчика о том, что земля была предоставлена СНТ «Тураевский-2» на праве аренды, и заявитель не вправе ее приобрести в собственность, то эти обстоятельства также получили оценку в решении Лыткаринского городского суда Московской области от 31.03.2008 по делу №2-232/08.

Суд указал в решении, что статьей 28 Федерального закона от 15.04.1998г № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (до внесения изменений Федеральным законом от 30.06.2006г № 93-ФЗ) было установлено, что не может быть отказано в приватизации земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования, а также на праве аренды.

Федеральным законом от 30.06.2006г № 93-ФЗ в Закон № 66-ФЗ были внесены изменения. Однако эти изменения не могут служить основание для отказа в приватизации земельного участка, поскольку он был предоставлен СНТ «Тураевский-2» до вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006г №93-ФЗ. Конкретный вид права при предоставлении земельного участка определен не был.

Государственная пошлина, от уплаты которой ответчик освобожден в силу закона, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Расходы на оплату услуг представителя не подтверждены доказательствами, поэтому во взыскании с ответчика судебных расходов в сумме 3000 руб. суд отказывает.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Лыткарино по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества «Тураевский-2» о передаче в собственность СНТ «Тураевский-2» бесплатно земельного участка по адресу: Московская область, г. Лыткарино, пос. Тураево, площадью 6277 кв.м., относящегося к имуществу общего пользования СНТ «Тураевский-2».

Обязать Администрацию г. Лыткарино передать в собственность Садоводческого некоммерческого товарищества «Тураевский-2» бесплатно земельный участок, площадью 6277 кв.м., относящийся к имуществу общего пользования СНТ «Тураевский-2, расположенный по адресу: Московская область, г. Лыткарино, пос. Тураево».

Во взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 3000 рублей – отказать.

Выдать Садоводческому некоммерческому товариществу «Тураевский-2» справку на возврат государственной пошлины по заявлению в сумме 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в 10-й Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Московской области.

 Судья                                                          Сергеев Г. А.