Примечание
Прежде, чем прочитать данную статью, примите к сведению простую истину:
Садоводческих некоммерческих товариществ на практике не существует.
Доказательство приведено здесь.
Нижеприведенная статья была написана одной из первых, и в настоящее время представляет чисто исторический интерес.
В п. 4 статьи 16 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» записаны требования к уставу садоводческого некоммерческого товарищества (далее — товарищество). Однако изменения, произошедшие в законодательстве РФ с даты принятия вышеназванного закона, постоянно ставят перед товариществом всё новые задачи, требующие отражения в его уставе.
Образуется дилемма: с одной стороны, устав — это документ, определяющий наиболее общие принципы существования товарищества, без излишней детализации. С другой стороны, частное владение на землю, частное владение объектами электроэнергетики, существование садоводов-индивидуалов и другие подобные вопросы требуют подробнейшей регламентации и отражения в уставе товарищества.
Современные садоводческие некоммерческие товарищества нашли выход в принятии общим собранием Положений по отдельным вопросам. Встаёт вопрос, насколько правомерно принятие таких Положений и какова их юридическая природа?
В ряде случаев такие Положения принимаются как внутренние регламенты товарищества.
Давайте разберемся. Подпункт 8 п. 1 статьи 21 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» перечисляет законченный набор Внутренних регламентов товарищества:
- Регламент проведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных).
- Регламент деятельности его правления.
- Регламент работы ревизионной комиссии (ревизора).
- Регламент работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства.
- Регламент организации и деятельности его представительств.
- Регламент организации и деятельности фонда взаимного кредитования.
- Регламент организации и деятельности фонда проката.
- Регламент внутреннего распорядка работы такого объединения.
Не совсем понятно, что имел ввиду законодатель под внутренним распорядком работы товарищества, однако ясно, что, например, вопрос реализации прав граждан на частное владение той же линией электропередач на территории товарищества явно к пункту 8 отношения не имеет. Особенно, когда имущество общего пользования (в том числе и ЛЭП) находится в собственности не всех, а лишь части членов товарищества.
Решение находится в положениях подпункта 1 п. 1 статьи 21 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», разделивших понятия изменений и дополнений к уставу товарищества. Тем самым закреплена возможность принятия Положения на правах постоянного дополнения к уставу товарищества. Темой такого Положения может стать любой вопрос деятельности товарищества (право товарищества принимать такие решения введено Федеральным законом от 22.11.2000 г. № 137-ФЗ). В этом случае Устав товарищества имеет следующую структуру:
- Собственно Устав, в котором отражены ссылки на регламентацию отдельных вопросов в виде Положений.
- Положения по отдельным вопросам, являющиеся неотъемлемой частью устава товарищества.
Такая модульная структура Устава весьма удобна при создании документов, их использовании, позволяет быстро вносить при необходимости изменения.
Вопрос: в чём разница между Внутренним регламентом и Положением (дополнением к уставу)?
Положение — нормативный документ, определяющий структуру взаимоотношений и взаимодействий внутри СНТ.
Регламент — нормативный документ, устанавливающий правила конкретных взаимодействий или порядок работы структурных единиц СНТ.
Таким образом, в вертикальной иерархии нормативных документов Положение стоит над Регламентом, что отражается на порядке его принятия Общим собранием (собранием уполномоченных) СНТ.
В соответствии с абзацем 9, 10 п. 2 ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» утверждение внутренних регламентов товарищества принимается простым большинством голосов общего собрания (собрания уполномоченных). В то время как утверждение Дополнения к уставу требует квалификационного большинства голосов общего собрания членов (собрания уполномоченных), а именно, такие решения принимаются большинством в две трети голосов. Учитывая важность вопросов, по которым принимаются отдельные Положения, такое требование является весьма разумным.
В заключение следует отметить, что описанный порядок является весьма условным в силу противоречивости нашего основного Закона № 66-ФЗ. Так, в подпункте 8 пункта 1 статьи 21 Закон говорит, что работа Ревизионной комиссии ведётся в соответствии с внутренним Регламентом, а в пункте 1 статьи 25 — в соответствии с Положением о ревизионной комиссии. Казалось бы, что это означает, что Положение и Регламент — это одно и то же. Однако пункт 4 статьи 16 Закона предписывает, что состав и компетенция органов контроля СНТ определяется Уставом объединения. Статья 25 достаточно подробно описывает взаимодействия Ревизионной комиссии с членами и органами управления СНТ. Соответственно, на «долю» отдельного документа остаются конкретные правила работы комиссии, например, в какие сроки проводятся проверки, какими документами оформляются и т.д. Поэтому, чтобы отделить такой документ от серьезных уставных Положений (например, об энергоснабжении), будет разумно отнести его все-таки к внутреннему Регламенту.
Резюме
Не важно, как Вы назовёте документ, определяющий правила существования садоводческого объединения, важно, к какому статусу Вы его отнесете (обычно статус пишется мелким шрифтом под наименованием документа). С соответствующими последствиями в принятии данного документа.
Светлана Мухина, юрист
Ноябрь 2004 г.
< Предыдущая |
---|