Дорогу к участкам на берегу Оби закрывают из-за разрушительных вибраций, которые несут с собой их владельцы.
Через две недели на Шлюзе закрывается дорога, идущая вдоль дамбы канала к большому массиву дачных участков. В Обском бассейновом управлении водных путей и судоходства настаивают, что интенсивное движение разрушает дамбу. Ведомство предлагает городским властям проложить новую дорогу, а пока идет строительство — поставить КПП и раздать садоводам пропуска. Дачники не готовы платить за содержание охраны и обратились в прокуратуру. Корреспондент НГС.НОВОСТИ проехала по спорной дороге и выяснила, что огородникам стоит поторопиться со сбором урожая.
Дорога, о которой идет речь, сползает вниз с транспортного кольца на Шлюзе и тянется 2 км вдоль канала — бетонное полотно как будто чертили по линейке. Вечером рабочего дня здесь спокойно и благостно — у воды сидят местные рыбаки, летают чайки, садоводы крутят педали ржавых велосипедов, не обращая внимания на табличку, которая скоро изменит их жизнь.
Она гласит, что с 1 октября 2012 года свободный проезд в дачные общества по гребню правобережной дамбы закрывается. На склоне уже вбиты стальные трубы для будущего забора, но садоводы до конца не верят, что проезд все-таки закроют, признался дачник Иван Иванович. Огород на шлюзе у него появился более 40 лет назад — за 20 минут он добирается туда на велосипеде, пешком дорога занимает больше получаса.
Объездная дорога через дачные общества в Нижней Ельцовке удлинит путь к огородам до нескольких часов.
Бетонная линия, ведущая вдоль канала к дачным обществам, — это не дорога общего пользования, ее нет ни в одном реестре. Это — гидротехническое сооружение, гребень дамбы, парируют в Обском бассейновом управлении водных путей и судоходства.
Закрыть дорогу на замок — решение, к принятию которого привела цепь событий. Первое случилось в 2011 году, когда Минтранс своим приказом повысил категорию Новосибирского судоходного шлюза. Это повлекло за собой создание нового плана транспортной безопасности, он лег в основу проекта — именно в нем прописана установка ограждения.
Ведомство заказало экспертизу, которая показала, что легковые автомобили вызывают в теле гидросооружения разрушительные вибрации — дамба просела, на ней появились выбоины, откосы частично деформировались.
Достойным компромиссом амбарному замку в бассейновом управлении считают установку КПП со шлагбаумом, который будет открываться перед дачниками после предъявления спецпропусков. Но оплатить работу охранников федеральное ведомство не может — предполагается, что это будут делать садоводы.
Даже такая мера будет временной, рано или поздно проезд все равно закроют. В управлении пришли к выводу, что наилучшим вариантом было бы строительство альтернативной дороги к дачным обществам — владелец дамбы ведет об этом переговоры с городскими властями.
Пока дорога вдоль канала — самый простой способ добраться до пяти садовых обществ: «Маяк», «Тополь», «Темп», «Парус» и «Прибой». В реестре, который ведет председатель садового товарищества «Тополь» Раиса Демидова, значится около 4 тыс. участков. Садоводы обосновались здесь с середины 70-х годов — землю тогда раздавал Институт ядерной физики в пожизненное пользование сотрудникам СО РАН, вспоминает Раиса Демидова.
О перекрытии дороги впервые заговорили в 2004 году, а в 2006 году на съезде к каналу поставили шлагбаум, его убрали по требованию прокуратуры — действия владельца дороги тогда сочли незаконными. О попытках снова закрыть дорогу садоводы снова написали в транспортную прокуратуру, но пока не получили ответа.
Соседей Раисы Демидовой пугает неопределенность ситуации. «Здесь некоторые люди даже заболели от переживаний — это же их жизнь, многие живут только с огорода», — восклицает она.
Огородники убеждены, что доступ к урожаю им перекрывают из корыстного интереса властей, которые имеют на землю свои виды. Публичные слушания по этой территории состоялись 4 августа 2011 года. Тогда проектировщики предложили перенести большую часть дачных участков, а землю отдать под малоэтажную жилую застройку и гребной канал для тренировки спортсменов. Идея вызвала бурю возмущений — слушания длились более 4 часов, дачники собирали подписи в защиту своих огородов.
Год назад мэр отправил проект на доработку, поручив рабочей группе учесть интересы садоводов и внести соответствующие поправки. Оспоренный проект до сих пор доступен на сайте мэрии, никаких подтверждений активности рабочей группы корреспонденту НГС.НОВОСТИ получить не удалось. Отвечая на вопрос о судьбе дач на Шлюзе спустя год после громкого решения, мэр Владимир Городецкий так и не смог назвать конкретного места, куда они переместятся, но уверил, что интересы садоводов будут учтены.
Новосибирский адвокат, знакомый с ситуацией дачников Шлюза, но заинтересованный в сохранении анонимности, рассказал, что в случае, если дело с дорогой дойдет до суда, законодательство будет не на стороне огородников.
Когда дороги нет в официальных реестрах и она проходит по территории государственного учреждения, собственник имеет полное право закрыть проезд.
Единственная лазейка, которую оставляет дачникам Гражданский кодекс, — установление сервитута — статуса, при котором владельца обязывают открыть проезд для определенного круга лиц. «Но если существует возможность добраться — пусть окольными путями, хоть в объезд за 200 км, сервитут не может быть установлен», — резюмировал адвокат.
Дарья Староверова
фото автора
НГС.Новости
< Предыдущая | Следующая > |
---|