IVM писал(а):Про 10 отказов слышу впервые. Это какой-то приказ или отсебятина?
Минэкономразвития России
заместитель министра
№ 13293-ИМ/Д23 от 27.07.2010 г.
Руководителю
Федеральной службы государствен-ной регистрации, кадастра и карто-графии
С.В. Васильеву
Об основаниях аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера
На № 14-4473-ГЕ от 8 июня 2010 г.
Уважаемый Сергей Васильевич!
В связи с запросом Федеральной службы государственной регистрации, ка-дастра и картографии по вопросу определения критериев, по которым основания для принятия решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета могут быть связаны с грубыми нарушениями кадастровым инженером требо-ваний, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О го-сударственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовлен-ных в результате таких работ, Минэкономразвития России сообщает следующее.
Согласно пункту 4 части 7 статьи 29 Закона о кадастре квалификационный аттестат кадастрового инженера аннулируется в случае принятия более чем десять раз в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по основаниям, связанным с грубым нарушением кадастровым инженером требований, установленных Законом о кадастре, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате таких работ (за исключением случаев, если такие решения были признаны недействительными в судебном порядке).
При этом Законом о кадастре не установлено критериев, по которым основа-ния для принятия решений об отказе в осуществлении государственного кадастро-вого учета могут быть связаны с грубыми нарушениями кадастровым инженером требований, установленных Законом о кадастре, к выполнению кадастровых работ или оформлению соответствующих документов, подготовленных в результате та-ких работ.
Исходя из части 8 статьи 29 Закона о кадастре, квалификация допущенных кадастровым инженером нарушений в качестве грубых, влекущих правовые по-следствия в виде аннулирования его квалификационного аттестата, относится к полномочиям соответствующей квалификационной комиссии либо судебного ор-гана в случае обжалования решения указанной комиссии.
Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития России, в качестве грубых на-рушений требований Закона о кадастре к выполнению кадастровых работ, допу-щенных кадастровым инженером, могут рассматриваться нарушения, повлекшие принятие органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении госу-дарственного кадастрового учета по основаниям, установленным пунктом 3 части 2, пунктами 2, 4, 5, 6 части 3, частью 4, частью 5 статьи 27 Закона о кадастре.
По вопросу определения грубых нарушений кадастровым инженером требо-ваний Закона о кадастре к оформлению документов, подготавливаемых в результа-те выполнения кадастровых работ, полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган када-стрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в случае, если необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре. Та-кими документами, подготовка которых согласно Закону о кадастре осуществляет-ся кадастровым инженером, являются:
- межевой план;
- технический план;
- акт обследования.
Требования к подготовке указанных документов установлены статьями 38-42 Закона о кадастре. При этом частью 12 статьи 38, частью 10 статьи 41 и частью 3 статьи 42 Закона о кадастре предусмотрено, что форма и требования к подготовке вышеуказанных документов устанавливаются органом нормативно-правового ре-гулирования в сфере кадастровых отношений. В частности, форма и требования к подготовке межевого плана установлены приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее – Приказ).
Вместе с тем, учитывая положения статьи 43 Закона о кадастре, до 1 января 2013 г. устанавливается переходный период, в течение которого положения Закона о кадастре не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В этой связи до окончания переходного периода проверка соблюдения требований Закона о кадастре к выполнению кадастровых работ и оформлению документов, необходимых для осуществления государствен-ного кадастрового учета, осуществляется только в отношении земельных участков.
Учитывая изложенное, по мнению Минэкономразвития России, при оформ-лении межевого плана его форма должна соответствовать форме, утвержденной Приказом, а содержание должно отвечать требованиям к подготовке текстовой и графической частей межевого плана, установленным статьями 38 и 40 Закона о ка-дастре, а также Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными При-казом (далее – Требования).
При этом при осуществлении проверки межевого плана на соответствие тре-бованиям к его подготовке, установленным Законом о кадастре, к грубым наруше-ниям указанных требований могут быть отнесены, в частности:
- несоответствие разделов или реквизитов какого-либо раздела межевого плана установленной форме (несоответствие требованиям к форме межевого пла-на);
- отсутствие в межевом плане сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в зависимости от вида выполненных кадаст-ровых работ, либо внесение в межевой план необоснованных сведений об объекте кадастровых работ (несоответствие требованиям к содержанию межевого плана).
Необходимо отметить, что классифицироваться как грубые нарушения тре-бований
к оформлению межевого плана могут только нарушения однозначно урегулиро-ванных Законом о кадастре или изданными в его развитие нормативными право-выми актами правил. Так, например, до нормативного урегулирования требований к определению средней квадратической погрешности положения характерной точки границы или к определению предельно допустимой погрешности определения площади, указанные сведения в межевом плане не могут быть причиной принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Кроме того, по мнению Минэкономразвития России, не могут рассматриваться в качестве причины принятия решений об отказе в осуществлении государственного кадаст-рового учета такие элементы оформления межевого плана, как:
- размер полей;
- вид, размер и цвет шрифта;
- тип и толщина линий;
- размер ячеек таблиц;
- размеры специальных условных знаков (приложение к Требованиям);
- иные формальные недостатки, допущенные при подготовке межевого пла-на, которые не влияют на достоверность и обоснованность содержащихся в нем сведений об объекте кадастровых работ, а также на возможность внесения указан-ных сведений в государственный кадастр недвижимости.
Дополнительно полагаем необходимым рекомендовать органам кадастрово-го учета максимально подробно описывать причины принятия решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в целях последующего рас-смотрения квалификационными комиссиями вопроса о наличии предусмотренных Законом о кадастре оснований для принятия решений об аннулировании квалифи-кационных аттестатов кадастровых инженеров.
И.Е. Манылов