Сейчас критерии разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами закреплены в Конституции и в Законе о судебной системе. Там установлено, что основными критериями отнесения дел к подведомственности арбитражных судов являются следующие: экономический характер спора, субъективный состав его участников, непосредственное указание в законе на отнесение конкретных дел к компетенции арбитражных судов. Иные дела отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции. Этот же принцип определения подведомственности закреплен и в ст. 27 АПК РФ.
Однако, как полагают депутаты, ст. 29 АПК существенно расширяет подведомственность дел арбитражным судам за счет отнесения к ней дел об оспаривании отдельных категорий нормативных правовых актов, независимо от того, являются ли заявителями организации, индивидуальные предприниматели или граждане. Это расширение подведомственности произошло в 2010 году в результате внесенных по поручению Дмитрию Медведева поправок в АПК РФ. Это, полагают единороссы, создает неопределённость, а потому предлагают все откатить назад — убрать просуществовавший 2 года в ст. 29 перечень дел, которые рассматривают арбитражные суды (п. 1 части 1), а также указание на то, что дела из этого списка рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли заявителями организации, индивидуальные предприниматели или граждане.
Депутаты предлагают включить в АПК лишь указание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Этот проект в некотором роде корреспондирует с представленными в июле поправками Минюста в ГПК, АПК РФ и ряд других законодательных актов. В частности, министерство предлагает уточнить состав лиц, имеющих право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом; установить в качестве условия оспаривания нормативного правового акта его применение или возможность такого применения в отношении конкретного гражданина или организации.
Полностью с текстом проекта можно ознакомиться тут.
Право.Ru
< Предыдущая | Следующая > |
---|