СНТ: новый взгляд

проблемы и пути их решения

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

«Необходимо прививать вкус к правовой культуре, законопослушанию, уважению к правам других, включая такое важное, как право собственности».
Д. А. Медведев «Россия, вперёд!»

Главная Судебная практика Земельные споры Споры с органом местного самоуправления о праве собственности на земли общего пользования

Споры с органом местного самоуправления о праве собственности на земли общего пользования

E-mail Печать PDF
Оглавление
Споры с органом местного самоуправления о праве собственности на земли общего пользования
Апелляционная инстанция
Все страницы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск

«19» сентября 2012 г. Дело №А45-20597/2012

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12.09.2012

Полный текст решения изготовлен 19.09.2012

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нестеровой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества «Железнодорожник»

к Администрации Новосибирского района Новосибирской области

третье лицо: Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области

об оспаривании постановления и отказов

в присутствии представителей:

от заявителя – Марьясов И.В. председатель правления (протокол от 05.12.2010)

от заинтересованного лица – Пантюхов А.В. по доверенности №10 от 10.07.2012 (удостоверение), Задорожная Ю.С. по доверенности №42 от 24.01.2012 (удостоверение)

от третьего лица – не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Садоводческое некоммерческое товарищество «Железнодорожник» (далее –Товарищество, заявитель, СНТ «Железнодорожник») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее –заинтересованное лицо, Администрация) о признании:

- постановления Администрации № 705 от 09.09.1993 года «О дополнениях к постановлению главы администрации от 04.12.1992 г. № 880» в части передачи 3,24 га в совместно-коллективную собственность граждан-членов Садоводческого товарищества «Железнодорожник» недействительным;

- отказов Администрации № 2163/01-12 от 19.03.2012г. и № 6842/01-12 от 01.06.2012 предоставить СНТ «Железнодорожник» в собственность земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, с кадастровым номером 54:19:176401:636 и местоположением Новосибирская область Новосибирский район муниципальное образование Березовский сельсовет СНТ «Железнодорожник» незаконными. Также заявитель просит обязать Администрацию предоставить бесплатно в собственность юридического лица-СНТ «Железнодорожник» земельный участок с кадастровым номером 54:19:176401:636 и местоположением Новосибирская область Новосибирский район муниципальное образование Березовский сельсовет СНТ «Железнодорожник».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее –Управление).

В ходе судебного разбирательства заявителем требования поддержаны. Пояснено, что требование об обязании предоставить земельный участок заявлено в порядке ст. 201 АПК РФ, как последствия удовлетворения требований и устранение нарушений прав и интересов заявителя.

Требования Товарищество мотивирует тем, что общим собранием членов товарищества 02.05.2009 г. было принято решение о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность садоводческого некоммерческого товарищества «Железнодорожник». Были проведены соответствующие землеустроительные работы (составлены межевые планы), оформлен кадастровый паспорт земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования. Администрацией в предоставлении земельного участка в собственность товариществу было отказано по причине того, что этот участок уже предоставлен заявителю в совместную коллективную собственность граждан постановлением № 705 от 09.09.1993 года, в связи с чем, принятия решения о повторном предоставлении этого земельного участка не требуется. Товарищество обратилось в Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области с целью регистрации права собственности, однако, регистрация была приостановлена в связи с отсутствием документов о предоставлении товариществу земельного участка на праве собственности. По мнению заявителя, названным постановлением № 705 земельный участок предоставлен в коллективную собственность граждан, а не юридическому лицу-товариществу, в связи с чем, юридическое лицо не утратило право на приобретение права собственности на земли общего пользования в соответствии с правилами статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее-Закон № 66 –ФЗ), повторности принятия решения в рассматриваемой ситуации не имеется. В связи с чем, заявитель отказ администрации считает незаконным. Спорный земельный участок выделен из участка 54:19:176401:259, находящегося в муниципальной собственности, он был предоставлен на праве бессрочного пользования Товариществу решением № 598 от 26.10.1963 года, о чем выдан соответствующий акт, а также решением № 221 «б» от 13.04.1978 г. и постановлением № 254 от 21.04.1995 г. Право совместно-коллективной собственности в настоящее время действующим законодательством не установлено. При этом Земельный кодекс РСФСР №1103-1, действовавший в 1993 году, устанавливал, что на земли общего пользования Советами народных депутатов выдается садоводческому товариществу документ, удостоверяющий право на землю. Такой документ выдан товариществу не был. В связи с чем, постановление Администрации № 705 от 09.09.1993 года, принятое не в соответствии с предоставленной компетенцией и не исполненное фактически является незаконным, и не может служить документом, подтверждающим право собственности товарищества на земли общего пользования.

Администрация возразила против удовлетворения заявленных требований, по мотивам, изложенным в отзыве и пояснениях по делу. Доводы заинтересованного лица сводятся к следующему. Заявителем пропущен срок на обращение с настоящим заявлением в отношении постановления №705 от 09.091993 года и в отношении отказа от 19.03.2012 года, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, ходатайство о восстановлении срока не заявлено. Кроме того, в рассматриваемой ситуации неправомерными являются акты Управления по приостановлению процедуры регистрации права, так как фактически земли общего пользования предоставлены юридическому лицу, поскольку в настоящее время нет понятия коллективно-совместной собственности, то указанное право трансформировалось в соответствии с действующим законодательством в право собственности товарищества, как объединения граждан.

Представитель заявителя в судебном заседании указал на то, что считает срок не пропущенным, поскольку о том, что постановление № 705 нарушает права заявителя и не соответствует законодательству, товарищество узнало, получив уведомление Управления о приостановлении регистрации от 20.04.2012 года, отказ от 19.03.2012 года тоже был получен значительно позже даты его издания. Срок на обращение с заявлением в суд истекал, по мнению заявителя 20.07.2012, тогда как заявление подано 06.07.2012, в связи с чем, срок не пропущен, оснований для заявления ходатайства о восстановлении не имеется.

Управление отзыв на заявление не представило, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.

Дело рассмотрено по правилам статьи 156 АПК РФ в отсутствии представителя Управления, надлежащим образом извещенного.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований частично. При этом суд исходит из следующего.

Товарищество в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 28 Федерального закона РФ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обратилось в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области 07.02.2012 года с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования с кадастровым номером 54:19:176401:636.

Письмом от 19.03.2012 года № 2163/01-12 заявителю Администрацией было отказано в принятии соответствующего решения, поскольку испрашиваемый земельный участок предоставлен СНТ «Железнодорожник» в совместно-коллективную собственность в соответствии с постановлением главы Новосибирского района Новосибирской области от 09.09.1993 г. № 705.

В связи с полученным от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области уведомлением о приостановлении государственной регистрации права, Товарищество повторно обратилось в Администрацию с заявлением от 02.05.2012 о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.

Письмом от 01.06.2012 года № 6842/01-12 Администрация повторно указала на отсутствие основания для принятия решения, поскольку испрашиваемый земельный участок предоставлен СНТ «Железнодорожник» в совместно-коллективную собственность в соответствии с постановлением главы Новосибирского района Новосибирской области от 09.09.1993 г.

С указанными отказами и постановлением №705 Товарищество не согласно, что явилось основанием для обращения с настоящим заявлением в суд по мотивам, изложенным выше, в заявлении и дополнениях к заявлению.

В соответствии с правилами статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 200 АПК РФ).
Таким образом, для удовлетворения заявления о признании оспариваемых актов незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилу части 4 статьи 198 АПК РФ такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из Определения Конституционного суда Российской Федерации от 18.11.2004 г. № 367-О установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации).

Суд приходит к выводу о том, что в отношении оспаривания постановления № 705 от 09.09.1993 года срок заявителем пропущен, ходатайство о его восстановлении не заявлено.

При этом указание заявителя на то, что такой срок следует исчислять с даты получения уведомления Управления о приостановлении регистрации права, суд считает несостоятельным. Так, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. До введения в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 года такой срок в отношении оспаривания ненормативных актов установлен не был. Следовательно, управомоченное лицо вправе обратится в суд с таким заявлением в отношении акта, изданного до даты введения в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 года в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу названного кодекса. Факт нарушения прав и интересов ненормативным актом для заявителя мог быть известен в установленные сроки, поскольку текстом постановления заявитель располагал (доказательств обратного в материалы дела не представлено), нормы законодательства, на которые ссылается заявитель в обоснование своих требований в указанной части были ему известны и существовали по состоянию на дату введения кодекса в действие. В уведомлении о приостановлении регистрации от 20.04.2012 года Управление не указывает каких-то новых обстоятельств, не дает оценки постановлению № 705.

Ходатайство о восстановлении срока не заявлено, доказательств уважительности пропуска срока суд не усматривает.

В порядке, предусмотренном статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявитель не представил доказательств наличия юридически значимых препятствий для надлежащего оформления и своевременной подачи заявления об оспаривании постановления спустя более 19 лет после его принятия и спустя почти 10 лет с момента установления законодателем 3-х месячного срока на обращение в суд.

Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, что следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 г. № 18306/10.

При проверке соблюдения сроков обращения в суд в отношении отказа от 19.03.2012 года, суд установил, что указанное письмо получено лично председателем правления Товарищества Марьясовым И.В. 13.04.2012 года, доказательства направления, получения спорного письма ранее этой даты Администрацией не представлено. Таким образом, установленный статьей 198 АПК РФ срок истекал 13.07.2012, а заявление подано Товариществом 06.07.2012 года. То есть срок на обращение в суд с заявлением в отношении письма от 19.03.2012 года соблюден.

Тексты отказов по заявлениям Товарищества от 07.02.2012 и от 02.05.2012 года, изложенные в письмах от 19.03.2012 № 2163/01-12 и от 01.06.2012 №6842/01-12, идентичны. Основанием для отказа явилось то, что постановлением № 705 от 09.09.1993 года испрашиваемый земельный участок предоставлен СНТ «Железнодорожник» в совместно-коллективную собственность граждан. Администрация полагает, что такое постановление является надлежащим документом, подтверждающим право собственности Товарищества и достаточно для регистрации такого права в установленном законом порядке. Оснований для принятия повторного решения о предоставлении в собственность названного земельного участка не имеется.

Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, считает доводы Администрации необоснованными.

Так, земельный участок с кадастровым номером 54:19:176410:636 выделен из состава земельного участка, предоставленного Товариществу для целей коллективного садоводства решением исполнительного комитета Совета депутатов от 26.10.1963 года № 598 в количестве 14 га, прирезанного на основании решения исполнительного комитета Совета депутатов от 13.04.1978 № 221 «б» в количестве 2,64 га, прирезанного на основании постановления Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 21.04.1995 года № 254 в размере 4,8 га (из них садовые участки 1,8 га). Постановлением Администрации от 04.12.1992 г. № 880 «О перерегистрации земель предприятиям, организациям, учреждениям и садоводческим товариществам и передачи садовых участков в собственность, владение членам товарищества на территории района» разрешено перерегистрировать ранее отведенные участки садоводческим товариществам для коллективного садоводства согласно приложению № 2 и разрешено передать членам садоводческих товариществ земельные участки, используемых для коллективного садоводства в собственность, пожизненно наследуемое владение, коллективно-долевую собственность с выдачей юридических документов, согласно приложению №3. По приложению № 2 к названному постановлению № 880 СНТ «Железнодорожник» разрешено к переоформлению 16,5 га, в том числе в собственность граждан 14,6 га, и в пользование 1,9 га.

Постановлением Администрации № 705 от 09.09.1993 г. «о дополнениях к постановлению главы администрации района от 04.12.1992 г. № 880» » разрешено перерегистрировать ранее отведенные участки садоводческим товариществам для коллективного садоводства согласно приложению № 2 и передать гражданам РФ, имеющим земельные участки для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального, коллективного дачного строительства, строительства гаражей в собственность, пожизненно-наследуемое владение и аренду с выдачей документов, согласно приложению № 3.

В соответствии с приложением № 3 к постановлению № 705 СНТ «Железнодорожник» отведено 16,64 га, в том числе 13,4 га в собственность граждан, и 3,24 га в совместно-коллективную собственность.

При этом СНТ «Железнодорожник» был выдан только акт на право пользования землей в отношении 14 га по состоянию на 09.12.1963 года, каких-либо иных документов, в том числе в части прирезанных земельных участков у Товарищества не имеется.

Со стороны Администрации при этом не заявлено возражений относительно общей площади земельного участка, предоставленного для коллективного садоводства СНТ «Железнодорожник» в соответствии со всеми указанными выше документами.

В соответствии с правилами статьи 28 Федерального закона № 66-ФЗ от 05.04.1998 года предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;

выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;

учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

В рассматриваемой ситуации письма с отказами были приняты с нарушением двух недельного срока, однако, такой срок нельзя признать пресекательным и его нарушение не является безусловным основанием для признания отказов незаконными.
Основанием для отказа послужило наличие акта, которым испрашиваемый участок предоставлен Товариществу в собственность. Принятие положительного решения Администрация считает повторным.

При этом отказ от 01.06.2012 года полностью дублировал отказ от 19.03.2012 года и был формальным, без исследования и оценки представленных заявителем документов и изложенных в заявлении доводов.

Основанием для отказа в соответствии с Федеральным законом № 66-ФЗ является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Суд согласен с мнением Администрации, что такое основание не может являться единственным, если имеются иные препятствия для принятия положительного решения, например, наличие зарегистрированных прав третьих лиц, или наличие уже имеющегося положительного решения предоставляющего заявителю испрашиваемый участок на праве собственности.

Однако, в рассматриваемой ситуации, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что решение о предоставлении Товариществу земельного участка в собственность отсутствует, в качестве такого доказательства нельзя признать Постановление № 705 от 09.09.1993 года или иные акты, названные выше, на основании которых, в том числе, земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования с кадастровым номером 54:19:176401:636, был предоставлен СНТ «Железнодорожник» для целей коллективного садоводства.

Так, в соответствии с Земельным кодексом РСФСР № 1103-1 от 25.04.1991 г. (действующим в период переоформления ранее закрепленных участков за СНТ «Железнодорожник» для целей оформления и регистрации прав членов товарищества) в РСФСР подтверждалось многообразие и равенство государственной, колхозно - кооперативной, частной, коллективно - долевой форм собственности, поддерживается развитие всех форм хозяйствования: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций.
В РСФСР устанавливались государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая).

Собственниками земли выступали: государство в лице РСФСР и республик, входящих в ее состав, граждане, колхозы, коллективы других кооперативных сельскохозяйственных предприятий и акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.

В соответствии с правилами статьи 8 названного Земельного кодекса РСФСР земельные участки могли принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли.

В коллективную совместную собственность граждан могли быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ - по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ.

Земли общего пользования садоводческих товариществ передавались им бесплатно и разделу не подлежали.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставлялись местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ.

К землям общего пользования относились земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.

На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу должен был выдан документ, удостоверяющий право на землю.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ № 137-ФЗ от 26.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

В пункте 2 названной статьи закреплено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

При этом в пункте 2.1 названной статьи установлено, что пункт 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан; организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками.

Переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, а также гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" (пункт 9 статьи 9 Закона № 137-ФЗ).

На основании изложенного, порядок переоформления права коллективно-совместной (долевой) собственности при введении действующего Земельного кодекса РФ установлен не был.

Если анализировать представленные в материалы дела решение исполнительного комитета Совета депутатов от 26.10.1963 года № 598, решение исполнительного комитета Совета депутатов от 13.04.1978 № 221 «б», постановления Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 21.04.1995 года № 254, от 04.12.1992 г. № 880, № 705 от 09.09.1993 года, то из них следует, что земельный участок был фактически предоставлен в постоянное пользование. При этом каких-либо правоустанавливающих документов кроме акта на право пользования землей от 09.12.1963 года оформлено не было.

Процедура переоформления такого права после введений в действие Земельного кодекса РФ установлена в статье 28 Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», чем и воспользовался заявитель. Каких-либо изъятий в части порядка оформления решения по предоставлению в собственность товариществу земель общего пользования, ранее закрепленных на праве пользования или коллективной собственности ни Федеральный закон № 66-ФЗ, ни Земельный кодекс РФ и закон о введении его в действие не содержат.

На основании изложенного, отказы в принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность Товарищества является незаконным.

При этом такие отказы, как следует из материалов дела и их содержания были формальными без проведения надлежащей проверки документов и их оценки.

По правилу статьи 201 АПК РФ суд вправе самостоятельно определить способ устранения допущенных нарушений прав и интересов заявителя.

В связи с чем, с учетом формального рассмотрения поданных Товариществом заявлений суд считает возможным и достаточным определить порядок устранения допущенные нарушений прав и законных интересов Садоводческого некоммерческого товарищества «Железнодорожник» путем обязания Администрации рассмотреть заявления от 07.02.2012 и от 02.05.2012 г. в установленном Федеральным законом № 66-ФЗ от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» порядке и принять соответствующего решение.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя в части отказа в признании незаконным постановления от 09.09.1993 г. № 705, а в размере 4000 рублей по отказам Администрации Новосибирского района Новосибирской области относятся на заинтересованное лицо как распределение судебных расходов по правилу статей 110, 112 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 110, 115, 117, 167-176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать отказы Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 19.03.2012 года № 2163/01-12 и от 01.06.2012 года № 6842/01-12 в предоставлении Садоводческому некоммерческому товариществу «Железнодорожник» в собственность участка, относящегося к имуществу общего пользования с кадастровым номером 54:19:176401:636 и местоположением Новосибирская область Новосибирский район муниципальное образование Березовский сельсовет с.н.т. «Железнодорожник», незаконными.

Обязать Администрацию Новосибирского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Садоводческого некоммерческого товарищества «Железнодорожник» путем рассмотрения заявлений от 07.02.2012 и от 02.05.2012 г. в установленном Федеральным законом № 66-ФЗ от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» порядке и принятия соответствующего решения.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Администрации Новосибирского района Новосибирской области в пользу Садоводческого некоммерческого товарищества «Железнодорожник» (ИНН 5407132585 ОГРН 1025404361421) судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

СУДЬЯ Т.А. Наумова