СНТ: новый взгляд

проблемы и пути их решения

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

«Необходимо прививать вкус к правовой культуре,
законопослушанию, уважению к правам других,
включая такое важное, как право собственности».
Д. А. Медведев «Россия, вперёд!»

Главная Судебная практика Споры с налоговыми органами и фондами Исключение СНТ из ЕГРЮЛ признано незаконным

Исключение СНТ из ЕГРЮЛ признано незаконным

E-mail Печать PDF

Российская Федерация

Арбитражный суд Саратовской области

Решение

По делу № А57-25225/2009

  1.  
  2. Арбитражный суд Саратовской области
  3. 410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1
  4. Именем Российской Федерации
  5. Решение
  6. город Саратов Дело № А57-25225/2009
  7. Резолютивная часть решения объявлена - 26.02.2010 года
  8. Полный текст решения изготовлен - 27.02.2010 года
  9. Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Землянниковой В.В.,
  10. при ведении протокола судебного заседания судьей Землянниковой В.В.,
  11. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
  12. Садоводческого некоммерческого товарищества «Авторемонтник» в лице председателя Лябиной Надежды Викторовны, с. Клещевка Саратовской области
  13. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области, г. Саратов
  14. о признании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области по исключению из ЕГРЮЛ незаконными; обязании налоговый орган восстановить запись в ЕГРЮЛ
  15. при участии в заседании:
  16. от заявителя - Лосев А.В., по ордеру, Чурусова О.В., доверенность от 30.10.2009 года, Лябина Н.В., удостоверение № 644
  17. от налогового органа - Ахмеджанов Р.Р., доверенность от 15.12.2009 года № 03-12/019687
  18. Установил:
  1. Садоводческое некоммерческое товарищество «Авторемонтник» (далее по тексту СНТ «Авторемонтник») в лице председателя Лябиной Надежды Викторовны, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области по исключению СНТ «Авторемонтник» из единого государственного реестра юридических лиц. Кроме того, заявитель просит суд обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области восстановить запись в едином государственном реестре юридических лиц о СНТ «Авторемонтник», как о действующем юридическом лице.
  2. В судебное заседание, назначенное на 24.02.2010 года на 10 час. 00 мин., явились представители заявителя, которые поддержали заявленные требования, с учетом уточнений, в полном объеме.
  3. Представитель налогового органа оспорил заявленные требования, по основаниям, изложенным в отзыве.
  4. В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 26.02.2010 года до 10 час. 00 мин.
  5. Рассмотрев материалы дела, суд Установил, что 20.11.1995 года Садоводческое некоммерческое товарищество «Авторемонтник» поставлено на учет Межрайонной инспекцией МНС РФ № 12 по Саратовской области за основным государственным регистрационным номером 1026401185766.
  6. 18.12.2002 года в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» регистрирующим органом - Межрайонной инспекцией МНС РФ № 12 по Саратовской области было принято Решение № 997 о государственной регистрации юридического лица - Садоводческого товарищества «Авторемонтник», зарегистрированного до 01.07.2002 года, в связи с внесением сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
  7. 18.12.2002 года СТ «Авторемонтник» внесено в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1026401185766.
  8. 27.01.2003 года в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» регистрирующим органом - Межрайонной инспекцией МНС РФ № 12 по Саратовской области было принято Решение № 53 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - Садоводческого некоммерческого товарищества «Авторемонтник».
  9. 22.05.2009 года в соответствии с п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области принято Решение № 249 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в связи с отсутствием сведений об открытых банковских счетах и непредставлением юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах (л.д. 133).
  10. В связи с непредставлением налоговой отчётности, отсутствием расчётных счётов Общества, руководствуясь ст. 21.1 Закона РФ № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», налоговым органом после опубликования в органах печати решения об исключении СНТ «Авторемонтник» из ЕГРЮЛ, 11.09.2009 года была внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц об исключении СНТ «Авторемонтник».
  11. Считая действия налогового органа незаконными и необоснованными, СНТ «Авторемонтник» в лице председателя Лябиной Надежды Викторовны обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.
  12. В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что СНТ «Авторемонтник» является действующим юридическим лицом, и исключение последнего из ЕГРЮЛ произведено налоговым органом в нарушение положений действующего законодательства.
  13. Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.
  14. Согласно п. 1 ст. 21.1 Федерального Закона РФ № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
  15. При этом, пункт 2 статьи 21.1 Федерального Закона РФ № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает Решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - Решение о предстоящем исключении).
  16. Таким образом, только при наличии всех, перечисленных в п. 1 ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» условий, регистрирующий орган может принять Решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
  17. В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» такими условиями являются:
  18. - не представление юридическим лицом, в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  19. - не осуществление юридическим лицом, в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, операций хотя бы по одному банковскому счету.
  20. Как следует из материалов дела, налоговым органом Решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц принято 22.05.2009 года.
  21. Таким образом, следовательно, в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, СНТ «Авторемонтник» должно было не представлять налоговую отчётность в налоговый орган и не осуществлять операций хотя бы по одному банковскому счёту.
  22. Налоговым органом в материалы дела представлены справки № 371-О и № 371-С, из которых следует, что СНТ «Авторемонтник» обладает признаками недействующего юридического лица, поскольку не представляет отчётность и отсутствуют сведения об открытых банковских счетах Товарищества.
  23. Таким образом, из представленных документов следует, что отчётность, предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в налоговый орган не представлялась. При этом, в силу пункта 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного, в материалы дела не представлено.
  24. Согласно п. 3 ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с Решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
  25. В силу пункта 7 статьи 22 Федерального закона № 129-ФЗ, если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не направлены заявления заинтересованных лиц, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
  26. В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
  27. Как видно из материалов дела, Решение налоговой инспекции № 249 от 22.05.2009 г. о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц опубликовано 27.05.2009 года в журнале «Вестник государственной регистрации» № 20 (225) л.д. 136. При этом, сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления, были опубликованы.
  28. Таким образом, налоговым органом не был нарушен порядок исключения СНТ «Авторемонтник» из единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.
  29. Однако, суд считает, что исключение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области СНТ «Авторемонтник» из единого государственного реестра юридических лиц является незаконным, в силу следующего.
  30. В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
  31. Как усматривается из материалов дела и установлено судом, СНТ «Авторемонтник» на момент исключения из ЕГРЮЛ являлось действующим юридическим лицом, что подтверждается договором от 05.05.2007 года (т. 2 л.д. 91), заключенным между СНТ «Солнечный» и СНТ «Авторемонтник» сроком на пять лет, в соответствии с которым заявитель ежемесячно оплачивает денежные средства за потребление членами СНТ «Авторемонтник» электроэнергии.
  32. Кроме того, в соответствии с условиями договора аренды земельного участка № 83 от 16.06.2008 года (т. 2 л.д. 100), заключенного между администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области в лице начальника управления имущественных и земельных отношений (Арендодатель) и СНТ «Авторемонтник» (Арендатор), заявитель принял в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 3,8797 га с кадастровым номером № 64:32:01 41 01:0410, занимаемый садовыми участками, внутренними дорогами и зоной общего пользования СНТ «Авторемонтник», находящийся по адресу: Саратовская область, Саратовский район, на расстоянии 4 км. северо-западнее п. Дубки для ведения садоводства.
  33. 28.08.2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области была произведена государственная регистрация данного договора (т. 2 л.д. 105 с оборотной стороны).
  34. Письмом И.О. начальника управления имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 19.02.2010 года № 330 (т. 2 л.д. 98) подтверждается, что задолженностей по арендной плате за СНТ «Авторемонтник» в соответствии с данным договором не числится.
  35. Материалами дела также установлено, что 06.05.2009 года между СНТ «Авторемонтник» (Заказчик) и ООО «Гео-Штамп» (Исполнитель) был заключен договор № 17 на выполнение геодезической съемки и межевых работ земельных участков, расположенных по адресу: Саратовская область, Саратовский район, с. Клещевка (т. 2 л.д. 95).
  36. В соответствии с условиями договора была произведена предоплата в сумме 63 000 руб., что подтверждается справкой ООО «Гео-Штамп» исх. № 71 от 18.02.2010 года (т. 2 л.д. 94).
  37. Оценив, в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что СНТ «Авторемонтник» на момент исключение его из единого государственного реестра юридических лиц, являлось фактически действующим юридическим лицом, в связи с чем, исключение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области СНТ «Авторемонтник» из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность, является незаконным.
  38. Кроме того, в силу подпункта 4 пункта 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
  39. Однако, налоговым органом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих об информировании СНТ «Авторемонтник» о необходимости представления в налоговый орган налоговых деклараций.
  40. Представленное налоговым органом в материалы дела уведомление № 5837 от 02.12.2008 года (т. 2 л.д. 107), направленное в адрес СНТ «Авторемонтник» по адресу: Саратовская область, Саратовский район, с. Клещёвка, о необходимости представления отчетности, суд не признаёт достаточным доказательством информирования Товарищества о необходимости предоставления отчётности, так как в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о получении последним данного уведомления. При этом, Инспекцией в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о направлении данного уведомления в адрес председателя Товарищества, адрес которого имеется в Едином государственном реестре юридических лиц.
  41. При указанных обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
  42. Руководствуясь ст.ст. 104, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, суд
  43. Решил:
  1. Заявленные требования удовлетворить.
  2. Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области по исключению Садоводческого некоммерческого товарищества «Авторемонтник» (ОГРН 1026401185766) из единого государственного реестра юридических лиц.
  3. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Саратовской области совершить действия по восстановлению Садоводческого некоммерческого товарищества «Авторемонтник» (ОГРН 1026401185766) в едином государственном реестре юридических лиц в качестве действующего юридического лица.
  4. Выдать Лябиной Надежде Викторовне справку на возврат из федерального бюджета уплаченной государственной пошлины в размере 2000 рублей.
  5. Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  6. Судья Арбитражного суда
  7. Саратовской области В.В. Землянникова

http://docs.pravo.ru/document/view/4250106/?mode=full