РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2011г. г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Петровой Н.Д., при секретаре судебного заседания Олзоевой С.И., с участием представителя истца Дружининой В.А., представителя ответчика Покорского А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-781/11 по иску Шевцовой И.А. к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, утверждении схемы расположения земельного участка, предоставлении земельного участка в собственность,
установил:
Шевцова И.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, утверждении схемы расположения земельного участка, предоставлении земельного участка в собственность. В обоснование предъявленных требований истец указала, что является членом садоводческого некоммерческого товарищества «***» (далее - СНТ), с ***, согласно членской книжки *** от ***. С указанной даты, истец является пользователем земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного на землях поселений, по адресу: ***, садоводческое некоммерческое товарищество «***», ***. Летом 2010 года, председатель СНТ ***, действуя в интересах истца, обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска (далее - КУМИ г. Иркутска) с заявлением о предоставлении спорного земельного участка бесплатно в собственность истца. На что, *** был дан письменный отказ и.о. председателя КУМИ г. Иркутска ***. *** в предоставлении в собственность указанного земельного участка, по причине расположения испрашиваемого земельного участка в границах красной линии. В качестве правового обоснования отказа приведен генеральный план ***, утвержденный решением городской думы от *** ***, п. 11 ст.1 градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 85 земельного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». В связи с несогласием с данным отказом, председатель СНТ *** в декабре 2010 года, повторно обратилась в КУМИ г. Иркутска с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность, однако в приеме заявления ей отказали, пояснив, что результат будет аналогичным ранее изложенному в письменном отказе от *** Истец считает отказ и.о. председателя КУМИ г. Иркутска *** от *** ***, в предоставлении в собственность земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, садоводческое некоммерческое товарищество «***», ***, незаконными и необоснованными, по следующим основаниям. В силу п. 4 ст. 28 Федеральною икона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан": гражданин, являющийся членом некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. Пунктом 6ст. 28 федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", регламентировано: исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный Федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность. В п.4ст. 28 земельного кодекса Российской Федерации, содержится исчерпывающий перечень случаев, когда приватизация земельных участков невозможна: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, в соответствии со ст. 27 земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются и частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается указанным Кодексом, федеральными законами. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размешены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, ливнями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Из письменного отказа, в предоставлении в собственность спорного земельного участка, КУМИ г. Иркутска от *** ***, не усматривается ни один из перечисленных случаев. На отсутствие правовых оснований для отказа указывает и тот факт, что многим членам СНТ земельные участки в собственность Администрацией г. Иркутска предоставлены. То есть, предоставленные земельные участки и спорный земельный участок по условиям приватизации находятся в абсолютно равных условиях. Статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, в силу Конституции Российской Федерации реализация прав и свобод истца, как гражданина Российской Федерации, в том числе права на приватизацию спорного земельного участка, определяют смысл деятельности Администрации г. Иркутска. Однако, реализации права истца на приватизацию спорного земельного участка Администрация г. Иркутска препятствует, а реализации того же права иных членов СНГ способствует. В исковом заявлении Шевцова И.А. просила признать отказ от *** *** И.О. председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска Быргазовой М.А.. в предоставлении Шевцовой И.А. в собственность бесплатно земельного участка, площадью ***.м., расположенного по адресу: ***, садоводческое некоммерческое товарищество «***», ***, по причине расположения в границах красной линии, незаконным; обязать Администрацию г. Иркутска утвердить схему расположения земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, садоводческое некоммерческое товарищество «***», ***; обязать Администрацию г. Иркутска предоставить Шевцовой И.А. в собственность бесплатно земельный участок, площадью *** кв.м.,расположенного по адресу: ***, садоводческое некоммерческоетоварищество «***», ***.
Истец Шевцова И.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя Дружининой В.А.
Представитель истца Дружинина В.А., действующая на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, предъявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что утверждение схемы расположения земельного участка является отдельным действием органа местного самоуправления. Для утверждения схемы необходимо осуществить кадастровый учет участка, с присвоением кадастрового номера, затем получить кадастровый паспорт, также предварительно выполняются геодезические работы. Спорный земельный участок на кадастровый учет не поставлен, землеустроительное дело не сформировано. Дружинина В.А. просила суд признать незаконным отказ администрации *** от *** *** в предоставлении Шевцовой И.А. в собственность бесплатно земельного участка, площадью ***.м., расположенного по адресу: ***, садоводческое некоммерческое товарищество «***», ***; обязать Администрацию г. Иркутска утвердить схему расположения земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, садоводческое некоммерческое товарищество «***», ***; обязать Администрацию г. Иркутска предоставить Шевцовой И.А. в собственность бесплатно земельный участок, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, садоводческое некоммерческое товарищество «***», ***.
Представитель ответчика Покорский А.С., действующий на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, с предъявленными требованиями не согласился, пояснив, что, согласно ситуационному плану спорный земельный участок расположен в границах красных линий, проект планирования разработан, прошел публичное слушание, но не утвержден. Кроме того, на спорном земельном участке имеются подземные инженерные сети - кабели связи. Для утверждения схемы расположения земельного участка действующим законодательством предусмотрен определенный порядок. Заинтересованное лицо собирает пакет документов, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ, формируется землеустроительное дело.
Представитель третьего лица СНТ «***» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены, об уважительных причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем, Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 27 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998г. № 66-ФЗ, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11 земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п.5 ст. 36 ЗК РФ).
в силу п.6 ст. 36 ЗК
РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п.7 ст. 36 ЗК РФ).
согласно п.8 ст. 36 ЗК
РФ Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Судом установлено, что Шевцова И.А. является пользователем земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, садоводческое - некоммерческое товарищество «***», ***. Данное обстоятельство подтверждается членской книжкой садовода *** от ***
В соответствии со ст. 27 земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Перечень изъятых из оборота земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности объектами указан в п. 4 ст. 27 земельного кодекса РФ.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности ограниченные в обороте указаны в п. 5 ст. 27 земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 28 земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно п.8 ст. 28 федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов, зараженных опасными веществами и подвергающихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, подъезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Из представленного в материалы дела ответа КУМИ Администрации г.Иркутска от *** за *** «О предоставлении земельного участка», адресованного Шевцовой И.А., следует, что предоставить в собственность спорный земельный участок не представляется возможным, так как при согласовании проекта постановления администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка Департаментом архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий, в соответствии с генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением городской Думы от 28.06.2007г. № 0/7. Со ссылкой на п. 11 ст. 1 градостроительного кодекса РФ, п. 12 ст. 85 земельного кодекса РФ, п. 8 ст. 28 федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» указали, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность. Кроме того, указали, что на земельном участке *** имеются подземные инженерные сети (кабельные связи).
В соответствии с п. 12 ст. 85 земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. п. 11, 12 ст. 1 градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования -территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом, границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998г. № 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения (п. 3.8).
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (п. 4.1).
Исходя из смысла п. 8 ст. 42, ст. 45 градостроительного кодекса РФ, состав и содержание проектов планировки территории основываются на документах территориального планирования субъекта РФ, документах территориального планирования муниципального образования, к которым, в частности, относится Генеральный план города.
Аналогичным образом урегулирован данный вопрос в п. 20 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. От 08.11.2007г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», из содержания которого следует, что утверждение документации по планировке территории осуществляется на основе генеральных планов поселения.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.
Согласно ст. 9 ФЗ от 29.12.2003г. № 191-ФЗ (ред. От 04.12.2007г.) «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» Градостроительный кодекс РФ применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, Градостроительный кодекс РФ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
В настоящее время в г.Иркутске действует Генеральный план города Иркутска 2007г., утвержденный Решением городской думы г. Иркутска от 28.06.2007г. № 0/7.
Согласно представленному ситуационному плату к проекту постановления (распоряжения) от ***, земельный участок, расположенный по адресу: ***, СНТ «***», ***, находится в частичной зоне природных территорий и частично на территории в границах красных линий, согласно разработанному проекту планирования поселка Кирова и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара.
Доказательств утверждения «Проекта планирования поселка Кирова и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара» в установленном законодательством порядке ответчиком суду не представлено. Более того, ответчиком указанное обстоятельство не оспорено, из пояснений представителя следует, что указанный проект разработан и прошел публичное слушание, но в настоящее время не утвержден.
Таким образом, проект планировки территории не может действовать в отрыве от Генерального плана.
Оценивая в совокупности установленные по делу фактические обстоятельства и перечисленные нормы закона, судприходит к выводу, что доказательств, подтверждающих, что земельный участок, расположенный по адресу: ***, СНТ «*** ***, находится в границах красных линий суду не представлено.
Согласно ст.ст. 2,19 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Учитывая, что Шевцовой И.А. принадлежит исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность, то есть право, принадлежащее только ей, это право истца и в силу прямого действия Конституции РФ является непосредственно действующим, при этом спорный земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в нем, суд приходит к выводу о том, что в передаче истцу в собственность спорного земельного участка не может быть отказано.
При этом, суд исходит из положений ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Шевцовой И.А. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Согласно п. 9 Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», правильное определение судами вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
По смыслу и содержанию искового заявления, заявленных требований, с учетом п. 9 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2, суд полагает возможным применить при разрешении данного гражданского дела нормы главы 25 ГПК РФ.
Рассматривая исковые требования Шевцовой И.А. о понуждении администрации г. Иркутска утвердить схему расположения спорного земельного участка, предоставить в собственность земельный участок, суд приходит к следующему.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен в ст. 34 земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Согласно п. 28 Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
Поскольку требование Шевцовой И.А. о признании незаконным отказа Администрации г.Иркутска в предоставлении земельного участка в собственность удовлетворено, то согласно с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, принимает решение об обязывании Администрации г.Иркутска устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, а именно рассмотреть в установленном законом порядке его заявление о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Требования Шевцовой И.А. об обязании Администрации г.Иркутска утвердить схему расположения земельного участка, а также предоставить в собственность земельный участок не обоснованы и не подлежат удовлетворению, поскольку, признавая незаконным отказ Администрации г.Иркутска в предоставлении земельного участка в собственность, суд не вправе предрешить существо решения, которое должно быть принято Администрацией г. Иркутска по поступившему заявлению в порядке, предусмотренному вышеуказанной нормой земельного законодательства /ст. 34/.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит выводу, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шевцовой И.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации г.Иркутска от *** *** о предоставлении в собственность бесплатно Шевцовой И.А. земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, садоводческое некоммерческое товарищество «***», ***.
Возложить на Администрацию г. Иркутска обязанность принять решение по заявлению Шевцовой И.А. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ***, садоводческое некоммерческое товарищество «***», ***, в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленный законом срок.
В удовлетворении исковых требований об утверждении схемы расположения земельного участка, предоставлении земельного участка в собственность, Шевцовой И.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
http://www.gcourts.ru/case/804273
< Предыдущая | Следующая > |
---|