Причины переноса просты: до сих пор не завершено формирование системы государственного кадастра, что позволило бы определить налоговую базу, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Кроме того, два профильных министерства — Министерство финансов и Министерство экономического развития (МЭР) — пока не могут прийти к общему знаменателю относительно дифференциации ставок для разных категорий граждан и разных типов объектов. Пока что ситуация с единым налогом на недвижимость довольно неопределённая, однако есть надежда на то, что уже в 2010 году в отношении данного налога положение дел изменится кардинальным образом. По крайней мере, соответствующие задачи ставят «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
Как ранее писал «RealEstate.ru», разговоры о необходимости введения единого налога на недвижимость в РФ далеко не новы. Ещё в 2004 году была предпринята попытка заменить существующие налоги на имущество юридических и физических лиц и землю единым налогом. Согласно законопроекту «О местном налоге не недвижимость», который рассматривался депутатами Госдумы в тот год, новый налог должен был рассчитываться не исходя из оценки БТИ (так, например, до сих пор рассчитывается налог на имущество физлиц — прим. ред.), а исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая будет максимально приближена к рыночной. Для этих целей Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (ныне Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, или Росреестр — прим. ред.) должно было разработать прозрачные методики оценки недвижимости и земельных участков и провести кадастровый учёт всех объектов на территории РФ. В 2004 году данный законопроект был рассмотрен и принят депутатами Государственной Думы в первом и втором чтении, однако до третьего чтения так и не дошёл, поскольку единый кадастр объектов недвижимости так и не был сформирован.
Кстати, необходимый для введения единого налога на недвижимость закон «О государственном кадастре недвижимости» был принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом РФ лишь в июле 2007 года и вступил в силу только 1 марта 2008 года. В своём бюджетном послании Федеральному собранию до 2010 года экс-президент (а ныне премьер-министр РФ — прим. ред.) России Владимир Путин вновь подчеркнул, что к 2009 году необходимо завершить разработку и принятие всех соответствующих нормативно-правовых актов, касающихся введения единого налога на недвижимость, и сформировать госкадастр, что опять же не было исполнено.
В преддверии 2010 года Минфин и Минэкономразвития признались, что до сих пор принципиальные договорённости относительно единого налога на недвижимость между ведомствами не достигнуты. Как сообщила начальник отдела налогового стимулирования департамента инвестиционной политики Минэкономразвития (МЭР) Татьяна Илюшникова, на круглом столе «Экономические аспекты налога на недвижимость. Цели, задачи, и возможные результаты реформы имущественных налогов» скоро МЭР будет готово представить свою позицию относительно дифференцированной ставки и социальной справедливости данного налога. По её сведениям, в Минфине работа над совершенствованием данного налога также пока не завершена.
Что касается успехов в области наполнения государственного кадастра, то, по данным главы Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по оценке и экономике недвижимости Олега Скуфинского, в настоящий момент в России остаётся порядка 150 млн объектов капстроительства, которые подлежат кадастровой оценке и налогообложению.
Когда завершится формирование системы госкадастра, с неизбежностью встанет вопрос о том, будут ли данным налогом облагаться как и физические, так и юридические лица, как и предполагалось ранее. Или же единый налог на недвижимость целесообразнее взимать только с физлиц (сейчас с физлиц взимается земельный налог, который составляет 0,3 — 1,5 % от кадастровой стоимости участка, и налог на имущество граждан в размере 0,1 — 2 % от инвентаризационной стоимости жилья по справке БТИ — прим. ред.), сохранив за предприятиями земельный налог и налог на имущество организаций по ставке 2,2 % от балансовой стоимости имущественного комплекса? Ответив на этот вопрос, законодатели должны определить и дифференцировать ставки для различных категорий налогоплательщиков и для различных типов объектов. Особенно остро данный вопрос будет стоять в отношении физлиц. Здесь законодателям предстоит установить «социальную справедливость» среди владельцев недвижимости эконом-класса, незащищенных слоев населения, собственников элитного жилья, хозяев нескольких объектов недвижимости. «Все предложения о дифференциации налогообложения для различных категорий населения будут прогрессивными, если под удар не попадёт «средний класс», ведь малоимущие граждане будут тем или иным способом освобождены государством от уплаты налога, наиболее обеспеченная категория граждан, естественно, будет в состоянии данный налог уплатить, а вот «средний класс» может сильно пострадать», — отметила управляющий партнер «Mayfair properties» Марина Маркарова.
С коллегой согласна и генеральный директор компании «Tweed» Ирина Могилатова, отметившая, что, если не будет строгой дифференциации ставок, в стране увеличится число сделок по приобретению недвижимости через серые схемы. Причём подобные сделки будут характерны именно для рынка жилья эконом-класса, а вот элитный сегмент от этого практически не пострадает.
Ещё об одной проблеме напомнил юрист компании «Юков, Хренов и партнёры» Степан Гусак: «Принцип социальной справедливости при налогообложении, под которым рассматривается справедливое распределение налоговой нагрузки, получил широкое распространение в таких странах, как США, Канада, Швеция и т. д., однако положительный опыт введения единого налога на недвижимость за рубежом необходимо применять с учётом особенностей нашей страны. Одной из таких особенностей является недопущение предоставления органам местного самоуправления коррупционных возможностей по определению ставок налога на недвижимость. Иными словами, ставки налога на недвижимость должны быть установлены в фиксированном размере на федеральном уровне».
Согласно «Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», законодателям в самое ближайшее время предстоит принять главу Кодекса, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан. Также в указанные временные рамки должны быть приняты документы, устанавливающие общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах оценки, методику кадастровой оценки недвижимости, методику проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.
Если верить графику работ по принятию соответствующей главы Кодекса, соответствующий проект поправок Правительства РФ будет подготовлен Минфином совместно с МЭР и Минюстом и внесен в Правительство Российской Федерации в 2010 году и в том же году передан на рассмотрение в Госдуму. Как отмечается в «Основных направлениях налоговой политики», «с включением в Кодекс главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введён в тех субъектах РФ, где проведён кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости». Остаётся только надеяться, что на этот раз все графики и обещания представителей власти и законодателей, касающиеся введения единого налога на недвижимость, будут соблюдены. «RealEstate.ru» будет следить за тем, как будет проходить налоговая реформа в 2010 году.
Юлия Петрова
Информационный портал о недвижимости «RealEstate»
< Предыдущая | Следующая > |
---|