Юридические лица
Наиболее значительной переработке подвергаются положения ГК о юридических лицах, что повлечёт принятие поправок в целый ряд законов, в том числе о некоммерческих организациях, о банкротстве, о государственной регистрации юридических лиц. Законы об ООО и АО предполагается заменить общим законом о хозяйственных обществах.
Наряду с существующим делением юридических лиц на коммерческие и некоммерческие появится деление юридических лиц с точки зрения организационной структуры на корпоративные организации (корпорации) и унитарные организации. Участники корпораций, в отличие от участников унитарных организаций, обладают правом на участие в управлении деятельностью организации (правом членства). Причём деление на коммерческие и некоммерческие для корпораций сохранится, а унитарные организации будут существовать только в форме некоммерческих.
Перестанут существовать некоторые из привычных организационно-правовых форм юридических лиц, а именно: общества с дополнительной ответственностью и закрытые акционерные общества.
Вводится новая категория — публичное акционерное общество. Публичным признаётся акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путём открытой подписки) и публично обращаются на условиях, предусмотренных законом о ценных бумагах. К созданию и деятельности таких обществ предъявляются особые требования (к размеру уставного капитала, ведению реестра акционеров и т. д.).
Существенно увеличивается размер уставного капитала. Так, уставный капитал ООО будет составлять не менее 500 тыс. рублей (в настоящий момент — не менее 10 тыс. рублей), уставный капитал АО — не менее 5 млн рублей (в настоящий момент по общему правилу: для ЗАО — не менее 100 тыс. рублей, для ОАО — не менее 1 млн рублей), уставный капитал публичного акционерного общества — не менее 100 млн рублей. При этом оплачивать минимальный уставный капитал хозяйственного общества можно будет только деньгами и две трети до регистрации. Указанные поправки, направленные на борьбу с фирмами-однодневками, вызывают сомнения относительно способности участников обществ (в особенности в сфере малого бизнеса) оплатить такой минимальный уставный капитал.
Вместо налоговых органов государственными органами по регистрации всех юридических лиц предполагается сделать органы юстиции. В настоящий момент Министерству юстиции РФ подведомственна регистрация только некоммерческих организаций. Цель предлагаемых изменений — сосредоточить функции по регистрации всех юридических лиц в одном государственном органе. Заметим, что до 2002 года органы юстиции отвечали за регистрацию всех юридических лиц.
В рамках мер по борьбе с фирмами-однодневками органам юстиции предлагается проводить проверку законности оснований регистрации и достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ, а также соответствие законодательству содержания устава юридического лица. Данное новшество, означающее отход от заявительного порядка регистрации, на практике, скорее всего, приведёт к удлинению сроков регистрации юридических лиц, внесению изменений в устав, включению данных в ЕГРЮЛ.
Новеллой станет возложение на единственного участника хозяйственного общества субсидиарной ответственности по обязательствам общества, возникшим в результате исполнения обществом его указаний. Напомним, что по общему правилу, участник не отвечает по обязательствам юридического лица, а последнее не отвечает по обязательствам участника. В настоящий момент исключение для хозяйственных обществ составляют случаи солидарной ответственности основного общества по сделкам, совершенным дочерним обществом во исполнение его обязательных указаний, а также субсидиарной ответственности учредителя (участника) в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица, возникшей в результате действий учредителя (участника), который имеет право давать обязательные для этого юридического лица указания.
В целях защиты прав кредиторов предполагается запретить преобразование коммерческих организаций в некоммерческие. Помимо этого появляется запрет на реорганизацию хозяйственных товариществ и обществ в некоммерческие и унитарные организации. Наряду с этим предполагается разрешить реорганизацию юридических лиц с одновременным сочетанием различных форм реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).
Вводится оговорка об обнаружении имущества ликвидированной организации. В случае обнаружения имущества такой организации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган в течение трёх лет с момента внесения записи в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица из реестра сможет обратиться в суд с заявлением о возобновлении (назначении) процедуры ликвидации такой организации.
Скорректирована очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации организации. Требования кредиторов по всем очередям будут удовлетворяться после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации. Кроме того, четвёртая очередь (расчёты с другими кредиторами) объединена с третьей очередью (расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды).
Осложнится деятельность офшорных компаний, то есть организаций, зарегистрированных на территории иностранного государства, которое предоставляет льготный режим налогообложения и (или) не требует предоставления или раскрытия информации при проведении финансовых операций. Для осуществления предпринимательской деятельности на территории России такие компании должны будут депонировать в органе юстиции информацию о своих учредителях (участниках) и выгодоприобретателях. При этом такая информация может быть раскрыта как самой иностранной организацией, так и на основании решения суда.
Наряду с этим к требованиям об ответственности участников и иных лиц, имеющих возможность определять действия иностранной компании, регулярно осуществляющей предпринимательскую деятельность в России, по его обязательствам должно будет применяться российское право, а не закон такого юридического лица. Последний может быть выбран в качестве применимого права только по инициативе кредитора.
Право собственности. Вещные права
Наряду с вещными правами вводится понятие владения, означающее фактическое господство лица над вещью и не подлежащее государственной регистрации. При этом любой владелец вправе прибегнуть к специальным средствам владельческой защиты, в том числе путём подачи иска в суд.
Закрепляется запрет на отчуждение земельного участка его собственником, который также является собственником расположенных на нем зданий и сооружений, без одновременного отчуждения этих зданий и сооружений, и наоборот. Такой земельный участок и здания, принадлежащие одному собственнику, признаются «единым объектом» и участвуют в гражданском обороте как одна недвижимая вещь.
Регламентированы виды, основания и порядок установления ограничений прав собственника земельного участка. Подобные ограничения могут быть установлены в интересах соседей или в публичных интересах (реквизиция; временное занятие земельного участка с лишением собственника возможности осуществлять права по владению, пользованию и распоряжению им; ограничения владения и (или) пользования участком без его изъятия).
Вводится институт независимой ипотеки. Залогодержатель (по общему правилу — банк) сможет самостоятельно определять, какое из обязательств залогодателя или третьего лица (должника по основному обязательству) считается обеспеченным такой ипотекой. Срок независимой ипотеки не может превышать 30 лет.
Серьёзной корректировке подвергнется перечень вещных прав. Так, из него исключены право хозяйственного ведения, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования. Вместе с тем в ряду вещных прав появятся новые ограниченные вещные права: право постоянного владения и пользования чужим земельным участком, право застройки, право личного пользования (узуфрукт), право приобретения чужой недвижимости, право вещных выдач. Перечень вещных прав станет закрытым.
Право постоянного владения и пользования чужим земельным участком (природным объектом) предоставляется собственником земельного участка гражданину или юридическому лицу для целей ведения сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства за плату на неопределённый срок или на срок не менее 50 лет. Право распоряжения участком сохраняется за собственником.
Право застройки предоставляется собственником земельного участка лицу, которому этот участок принадлежит на праве постоянного владения и пользования, за плату на срок не менее 50 и не более 100 лет. Право распоряжения участком сохраняется за собственником. Возведённые здания и сооружения принадлежат на праве собственности лицу, имеющему право застройки, в течение срока действия права застройки. При прекращении права застройки, по общему правилу, здания и сооружения поступают в собственность собственника земельного участка.
Право личного пользования (узуфрукт) признаётся правом пользования и владения вещью (в том числе недвижимостью), предоставляемое собственником вещи гражданину или некоммерческой организации. В целях исполнения алиментных обязательств в отношении жилого помещения может быть установлен социальный узуфрукт.
Право приобретения чужой недвижимой вещи представляет собой исключительное перед другими лицами право на приобретение недвижимой вещи (ипотеки или права застройки на чужую недвижимую вещь), устанавливаемое на основании договора с собственником на срок не более чем 10 лет.
Право вещной выдачи предоставляет его обладателю (гражданину) возможность периодически получать от собственника объекта недвижимости (доли в праве собственности на объект недвижимости) имущественное предоставление в форме товара, денег, работ или услуг в определённом размере, а в случае неполучения такого предоставления — правомочие распорядиться этим объектом недвижимости путём обращения на него взыскания в порядке, предусмотренном для ипотеки. Это право устанавливается на срок жизни гражданина или иной срок, не превышающий 100 лет.
Сделки. Договоры. Обязательства
Увеличится количество сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению. Теперь, по общему правилу, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена, если иное не установлено законом. При этом запись в реестр (например, ЕГРП) будет вноситься по заявлению любой стороны сделки через нотариуса.
Право суда самостоятельно применять последствия недействительности ничтожной сделки будет ограничено только случаями, когда это необходимо для целей защиты публичных интересов и иных, предусмотренных законом.
Разрешается соглашением сторон предусматривать иные последствия недействительности договора, исполнение которого связано с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности.
По аналогии с правилами об истребовании имущества от добросовестного приобретателя вводится правило, защищающее интересы добросовестного залогодержателя. Если имущество передано залогодержателю в залог лицом, не имевшим права им распоряжаться, о чем залогодержатель не знал и не должен был знать, собственник заложенного имущества несет права и обязанности залогодателя. Исключение составляют случаи, когда имущество было утеряно собственником и т. п.
Кроме того, в залог можно будет передать имущество, которое залогодатель приобретёт в будущем, равно как и право, которое возникнет в будущем из существующего или будущего обязательства.
Интересная новелла касается залога доли участника ООО. Если в настоящий момент в период действия залога доли участник (залогодатель) сам осуществляет права участника ООО, то в соответствии с «Проектом ГК» права участника ООО будет осуществлять залогодержатель. Предполагается, что гарантом может быть не только кредитная организация. То есть вместо банковской гарантии появится независимая гарантия, что позволит любому гражданину или организации выступать гарантом.
По аналогии с действующими положениями ст. 524 ГК (убытки при расторжении договора поставки) появится общее правило о возмещении убытков в случаях, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение должником любого договора повлекло его досрочное прекращение. Если кредитор заключил взамен этого договора иную сделку (заменяющую сделку), то он сможет потребовать от должника возмещения убытков в виде разницы между ценой, указанной в прекращённом договоре, и ценой на сопоставимые товары, работы или услуги по условиям заменяющей сделки. Если кредитор не заключил заменяющую сделку, он всё равно сможет возместить за счёт должника убытки, но в виде разницы между ценой, установленной в прекращённом договоре, и текущей ценой за товары, работы, услуги. Вводится институт преддоговорной ответственности. Лицо, которое недобросовестно вело или прервало переговоры о заключении договора, будет обязано возместить другой стороне расходы, понесённые в связи с ведением переговоров о заключении договора, в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом.
Торги и другие вопросы
Уточняются правила о торгах. В частности, вводится запрет на уступку прав и перевод долга по обязательствам из заключённого с победителем торгов договора, если в силу закона заключение договора возможно только путём проведения торгов. Специальные правила закреплены для публичных торгов, под которыми понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства. Помимо этого организатор и участники торгов смогут обеспечить свои обязательства не только задатком, но и независимой гарантией.
Отдельная глава будет посвящена общим правилам проведения собраний (участников юридических лиц; собственников; кредиторов при банкротстве и т. д.), а также оспаривания решений собраний.
Восполнятся многие пробелы в регулировании обращения ценных бумаг. Появятся специальные статьи об особенностях истребования документарных и бездокументарных ценных бумаг, обездвижении документарных ценных бумаг, переходе прав и возникновении обременений на бездокументарные ценные бумаги, защите прав правообладателя бездокументарных ценных бумаг, последствиях утраты данных об учёте прав по бездокументарным ценным бумагам.
Появится возможность получить компенсацию ущерба, причинённого правомерными действиями органов государственной власти и местного самоуправления. В настоящий момент подлежат возмещению только убытки, причинённые незаконными действиями (бездействием) органов публичной власти.
Наталья Дятлова,
директор отдела налогового и юридического консультирования, КПМГ в России и СНГ
«Российская бизнес-газета» № 784 (2) от 18 января 2011 г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|