СНТ: новый взгляд

проблемы и пути их решения

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

«Необходимо прививать вкус к правовой культуре,
законопослушанию, уважению к правам других,
включая такое важное, как право собственности».
Д. А. Медведев «Россия, вперёд!»

Главная Школа 1-й класс Отобрать по праву

Отобрать по праву

E-mail Печать PDF

В Государственную Думу внесены два альтернативных законопроекта, которые якобы направлены на дальнейшее совершенствование порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. На самом деле более коррупционного законопроекта, который создаёт благоприятную возможность для передела собственности и рейдерских захватов собственности, юридических и физических лиц не вносилось на рассмотрение депутатов Госдумы даже в эпоху расцвета дикой приватизации.

Гражданский кодекс РФ (статья 235) устанавливает исчерпывающий перечень случаев принудительного изъятия имущества юридических и физических лиц. Этот перечень закрепляет содержание конкретной цели изъятия, принудительность изъятия, обязанность выплаты компенсации собственнику и обязательную передачу изъятого имущества в государственную или муниципальную собственность. При этом кодекс предусматривает случаи судебной защиты прав частных собственников при принудительном изъятии.

Внесённый законопроект одним из оснований принятия решения об изъятии земельного участка предусматривает ходатайство юридического лица. Причём, (вы только вдумайтесь в дальнейшую формулировку предполагаемых поправок в Земельный кодекс), предполагается, что осуществлять изъятие земельного участка может лицо, обратившееся с ходатайством об изъятии. В довершение этого, авторы законопроекта (один из них Мартин Шаккум — председатель комитета по строительству и земельным отношениям Госдумы РФ прим. «НЭП») закрепляют свой коррупционный замысел совершенно конкретной конструкцией правового беспредела — коммерческая организация, осуществляющая изъятие земельного участка посредством его выкупа, приобретает право собственности на данный земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости.

Чем не законодательное закрепление рейдерских захватов и грядущего передела собственности? Если это произойдёт, то ситуация со сносом домов в дачном поселке «Речник» покажется несерьезной по сравнению с масштабом предстоящего передела собственности.

Интересен сам факт обоснования этого положения, которое преподносится как благо, устраняющее посредничество государственных органов или органов местного самоуправления в оформлении сделок, оставляя за органами власти лишь властно-распорядительные функции выявления заинтересованных лиц.

В случае принятия поправок чиновник под предлогом удовлетворения государственных или муниципальных нужд сможет «протащить» любое решение об изъятии из частной собственности одного лица любого земельного участка. Передача такого объекта в собственность заинтересованных лиц будет осуществляться без проведения аукционов и конкурсов.

Также внесенный законопроект признаёт утратившей силу норму статьи 279 Гражданского кодекса — важнейшую с точки зрения гарантии защиты прав частных собственников. Эта норма закрепляет обязанность (федерального органа исполнительной власти и органа исполнительной власти субъекта) за год до предстоящего изъятия письменно уведомить об этом собственника земельного участка. Также отменяется обязательная государственная регистрация решения государственного органа об изъятии земельного участка и извещение собственника земельного участка о произведенной регистрации с указанием её даты. В связи с этим теряется важнейшая информационная функция публичной констатации факта притязаний государства или муниципалитета на конкретный земельный участок. Внесённая редакция не только ущемляет права и свободы гражданина, но и лишает собственников прав, предусмотренных Конституцией.

Норм, нарушающих права собственников, так много, что я не говорю уж об отсутствии в законопроекте вопросов о справедливой оценке изымаемого имущества и, как следствие, справедливой компенсации собственнику. Внесённые поправки лишают собственников возможности в судебном порядке оспорить правомерность произведённой оценки и взыскать через суд реальную стоимость изымаемого имущества и причинённых собственнику убытков.

После ознакомления с проектом закона у меня остался только один вопрос: почему вообще стало возможным внесение в Госдуму столь сомнительного, коррупционного законопроекта и попытка легализации отъёма чужой собственности?

НЭП'08

 

Статьи по теме